"Православие на многострадальной Украине, как известно, отягощают две обширные раковые опухоли, - констатировал священнослужитель. - Первой их них является фанатичное антиправославное униатство на Западной Украине - плод псевдовселенского Ферраро-Флорентийского собора (1438-1439), а ещё более - так называемой Брест-Литовской унии (1596). Второй являются раскольнические парацерковные структуры". Одна из них - во главе с "Филаретом" Денисенко, бывшим когда-то кандидатом номер два на Московский Патриарший престол, вспомнившим о своём "украинстве" лишь тогда, когда ему не удалось стать Патриархом Московским и всея Руси, включающей тогда, естественно, и историческую Киевскую Русь, т.е. земли, которые лишь при Ленине получили свое нынешнее название и нынешние границы.
Эти границы впоследствии были расширены за счет Крыма, подаренного Республике Украине (!) Хрущёвым, хотя до этого Крым всегда находился в составе России, о чем мудро умалчивает "коллективный Запад" - самозванный верховный арбитр по вопросам демократии, этики и прав человека. Другая - возглавляемая "Епифанием" Думенко. Попытка их "объединения" окончилась провалом, вопреки всем усилиям тогдашнего президента Украины Петра Порошенко и его западных союзников, предпринимаемым либо непосредственно, путём политического давления, либо посредственным образом, путем проведения односторонних действий тех православных церковных кругов, которые поверили дезинформации о расположенности к тому канонического украинского епископата, на самом деле оказавшегося верным триединой целостности Москвы, Киева и Минска".
Епископ Бачский отметил, что "Православная Церковь Украины" создана на канонической территории и доныне общепризнанной Украинской Православной Церкви, однако против её воли и без её участия, как и без согласия Московского Патриархата, а также с полным пренебрежением к позиции большинства автокефальных Православных Церквей. ""Православная Церковь Украины" при этом отягощена страшной канонической "ипотекой" в виде присутствия в ней фальшивых епископов, получивших "хиротонию" как от руки преданного анафеме Денисенко, так и от тёмных личностей, лишённых и епископской благодати, и апостольского преемства и, более того, даже совершенно чуждых Православной Церкви, - указал он. - В свете всего этого законная Украинская Церковь достойна всеобщего уважения и восхищения: зная заранее, что ей предстоит, она сохранила непоколебимую верность каноническому порядку и единству Православия, несмотря на оказываемое на неё давление, насильственное отнятие храмов и всё более открытые гонения. А гонение со стороны киевских властей на самом деле со временем становилось всё более безжалостным и жестоким: отнята Киево-Печерская Лавра, из которой были изгнаны монахи и студенты-богословы, были арестованы почитаемые и достойные архиереи, и все более, и более, и более".
По словам иерарха СПЦ, кульминацией гонений и страданий Церкви, подобных тем, которые имели место в самые мрачные годы советской власти, стала попытка запретить и упразднить саму Украинскую Православную Церковь.
"По правде говоря, советы никогда не доходили до такого уровня безумия и ненависти, - заметил епископ Ириней. - Да, они уничтожали храмы и монастыри, а большую часть оставшихся оскверняли и закрыли (накануне Второй мировой войны, насколько знаю, существовали всего два "действующих" храма на территории Украины - один в Киеве и один в Одессе); да, они убили десятки, а может быть, и сотни тысяч епископов, священников, монахов и верующих по всему Советскому Союзу, миллионы которых были изгнаны на скорбные "острова" (читай: в страшнейшие лагеря) "Архипелага ГУЛАГ"; да, они совершили эти и многие другие злодеяния, однако формальное решение высшего органа власти, по которому Церковь была бы просто-напросто запрещена и закрыта, при них принято не было. Церковь Христову в её соборной целостности и полноте, по Его слову, и врата ада не одолеют (Мф. 16. 18), а светильник отдельной местной или Поместной Церкви может сдвинуть с места (Откр. 2. 5 и 3. 3) лишь Он, и никто иной, причём это, с апостольских времён и до наших дней, случается лишь тогда, когда её члены не каются в грехах, отрекаются от правой веры и уклоняются в ереси (Откр. 2. 14-16), когда не живут согласно началам христианской нравственности (Откр. 2. 20), да и вообще когда становятся теплохладными в вере (Откр. 3. 15-18)".
Священнослужитель предупредил, что те, кто, вопреки данной евангельской истине, хотят упразднить Церковь, на самом деле этим могут упразднить лишь самих себя, одновременно закапывая своё собственное государство в могилу, из которой оно не сможет восстать, подобно мифическому вампиру, и тем более воскреснуть.
"Только, к сожалению, все вышеперечисленные факты являются не самыми худшими в духовно-нравственном смысле, - с сожалением сказал епископ. - По-настоящему страшно преобладающее молчание постхристианского Запада и отсутствие осуждения ими антихристианских - или, скорее, антихристовых - усилий современной Антироссии. Его идеологи хоть и убиваются из-за якобы находящихся под угрозой прав "ЛГБТ-населения" и других категорий людей и животных, вплоть до бездомных собак, но "не замечают" страданий людей на Украине (что бы это слово ни значило!) и почти не замечают страданий населения на Ближнем Востоке, не говоря уже о недавних и нынешних страданиях сербов, оклеветанных и маргинализированных "международным сообществом" коллективного Запада. Но, между тем, самое худшее - это молчание или, в лучшем случае, нечленораздельный лепет христианского мира, включая сюда и значительную часть мира православного".