издается с 1879Купить журнал

Киевской Руси не было. Российской империи и СССР - тоже

Три богатыря на Украине стали "положительными героями киевских и черниговских героических былин"

Продолжая знакомство с действующими сегодня на Украине учебниками истории (начало см. 2022, №9, 11, 12; 2023, №2), обратим внимание на выпущенные совсем недавно учебные книги для 5-7 классов. Именно с них начинается знакомство украинских школьников с историей, именно там впервые появляются мифы и фейки о прошлом, которые затем будут развернуто представлены ребятам постарше.

"Богатыри", ВЫаснецов.

wikipedia.org

Три богатыря в украинских учебниках истории стали "положительными героями киевских и черниговских героических былин".

Куда исчезла Киевская Русь?

В 2020 г. очередное переиздание учебников для семиклассников удивило многих учителей истории на Украине. Из текстов учебников напрочь исчезло долгие годы гревшее душу украинским историкам понятие "Киевская Русь". Похоже, словосочетание сочли наследием советской историографии, ведь именно так назывался, к примеру, капитальный труд академика АН СССР, уроженца воспетого Гоголем Миргорода Бориса Дмитриевича Грекова (1882-1953)1.

Куда же исчезла "одна из крупнейших и самых могущественных держав средневекового мира"2? Место Киевской Руси заняла воспетая основателем украинской историографии национального толка Михаилом Грушевским (1866-1934) "Русь-Украина". Объяснить школьникам, что это за чудо такое, авторы берутся по-разному.

Анна Хлибовская и ее соавторы рассуждают незамысловато: "Поскольку тогдашние русы были непосредственными предками украинцев, то ныне средневековую Киевскую державу называют Русью-Украиной"3. Учебник Натальи Сорочинской и Ольги Гисем подчеркивает, что "Русь-Украина" - это "созданное восточными славянами самое крупное государство европейского средневековья"4. Юрий Свидерский и Наталья Романишин предпочитают "огласить весь список", начиная с "государства, которое современники называли Русь или Русская земля. Позже историки дали ему название Киевская держава, Киевская Русь или Русь-Украина"5.

Карта Руси-Украины из учебника истории для 7-го класса.

Ни дать ни взять, сумбур вместо музыки. Особняком стоит учебник киевского издательства "Орион" днепропетровского кандидата исторических наук Игоря Щупака и соавторов. Упомянув, что термин "Русь-Украина" придумал Грушевский, они следом решили рассказать семиклассникам, что не стоит смешивать понятия "Русь" и "Россия", "русский" и "российский". И сели в лужу даже дважды. Сначала ограничили территорию той самой "Руси-Украины", ибо "в X-XII вв. она пребывала в границах современных Киевской, Черниговской, Житомирской, частично Черкасской, Полтавской, Сумской, Винницкой областей"6. И это "самое крупное государство европейского средневековья"? Авторы, далекие от научного изучения средневековья, перепутали летописное ядро ранней государственности с центром в Киеве (именно оно помещалось в границы современных областей) с большой древнерусской державой Рюриковичей со стольным градом Киевом.

И тут же Щупак с коллегами решили поучить школьников, как надо давать отпор России: "Современные российские политики и историки, которые с ними сотрудничают, стремятся представить историю Руси-Украины... как историю собственно России; киевских русских князей - как российских"7. Забавно, что таких российских политиков и историков в природе не существует, а реально существуют те, кто по давней традиции говорит о древнерусском государстве и его единстве, в том числе на основе принятия христианства князем Владимиром в конце Х века. Но именно это единство и его наглядные признаки в украинских учебниках и в 2020-е гг. вещь по-прежнему тщательно утаиваемая.

И все-таки обойти общее происхождение восточных славян очень трудно. Авторы учебников, чтобы оно не бросалось в глаза, обычно перечисляют те славянские племена, что расселились на территории современной Украины. О прочих племенах, княжениях и городах информация весьма отрывочная. В одном из учебников есть фрагмент "Повести временных лет" с упоминанием Новгорода и Полоцка, а в другом совершенно правильно сообщают даже, что во время археологических раскопок в Новгороде найдено более 1000 берестяных грамот различного содержания. Но связного, внятного, ясного обычному семикласснику представления о восточнославянской государственной и религиозной общности с несомненно ведущей ролью стольного Киева ни один из нынешних украинских учебников не дает. Даже Киевскую Русь вполне сознательно принесли в жертву ущербной мифологии нынешней украинской политики.

Как украинизировали трех богатырей

В 2022 г. появились новые версии учебников для пятого класса с начальными сведениями по истории Украины. В некоторых учебниках исторический материал сведен к минимуму, а в других изложение порой столь же развернутое, что и в старшей школе. Почти все авторы неуклюже изворачиваются при упоминании известной нам "Руси-Украины", и только в киевском учебнике под редакцией писательницы и магистра истории Марины Кафтан наконец-то находим близкое к реальности объяснение запутанного термина.

Учебники истории Украины с 5-го по 7-й класс.

Один из авторов этой учебной книги, молодой сотрудник Института археологии НАН Украины Игорь Цеунов, доходчиво объяснил пятиклассникам, что "сначала часть территории, на которой расположена наша страна, имела название "Русская земля". Наши предки в Х-XIII вв. так называли территорию Среднего Поднепровья. Сегодня это часть Киевской и Черкасской областей". Название "Украина" же впервые встречается в киевской летописи "в описании событий 1187 г. И относится это название к Переяславскому княжеству. Оно в те времена располагалось на порубежье, на территории современной Черкасской области"8. То есть никакой огромной "Украины" в древнерусские времена не было и не могло быть, а та, что упомянул в конце XII в. летописец, была порубежьем, крошечной окраиной киевских владений. Миф о "Руси-Украине", еще в конце XIX в. сочиненный Грушевским, разоблачается на удивление просто.

Авторов же остальных учебников для 5-го класса так и тянет включить в "Русь-Украину" все древнерусское пространство с Новгородом, Псковом, Полоцком и Смоленском, обычно такая экспансия отражается на размещенных в учебниках картах. Такой гегемонизм сочетается и с возвращением легендарной версии советской историографии, придуманной при Брежневе для празднования в 1982 г. 1500-летия Киева. В учебниках для 7-го класса эту сказочную историю про князя Кия обычно обходят стороной, а пятиклассникам сказки рассказывать проще.

В учебнике Петра и Ирины Мороз и Светланы Моцак читаем: "Всем известный легендарный рассказ из "Повести временных лет" об основании города Киева продолжительное время считался выдумкой. Однако исследования историков и археологов доказывают, что легендарный основатель Киева был реальным лицом, а именно полянским князем"9. Вот только подробностей таких ученых штудий о реальном существовании Кия авторы не приводят, и до сих пор все подобные предположения из области легенд и мифов не выбирались. Кий из учебников для пятого класса - реальная историческая фигура такого же уровня, что и его родственница Наина Киевна Горыныч из повести братьев Стругацких.

Те же два Мороза и Моцак поместили в своем учебнике знаменитую картину Виктора Васнецова "Богатыри" и попытались приватизировать Алешу Поповича и Добрыню Никитича: "В былинах поэтично изображали историю Руси-Украины, борьбу с кочевыми племенами печенегов и половцев... Положительными героями киевских и черниговских героических былин были такие богатыри, как Добрыня Микитич, Олешко Попович. В таких былинах народ возвеличивал героические поступки защитников своей страны"10. О том, что страной этой была Древняя Русь, в которой помимо Киевского и Черниговского было множество других княжеств, учебная книга стыдливо умалчивает. Два Мороза и Моцак позабыли про Илью Муромца, но его в своем учебнике добавила в пантеон украинских героев Наталья Сорочинская11.

Фрагмент страницы из учебника истории для 5-го класса с рассказом о трех богатырях.

Почему спрятана правда о Гражданской войне

В учебниках для 5-го класса история Украины изложена с очень большими изъятиями, охватывающими и большинство периодов вхождения украинской территории в состав единого государства с Россией и СССР. Программа курса после "Руси-Украины" предполагает обязательное упоминание "казацкой державы" Богдана Хмельницкого, "украинской революции 1917-1921 гг.", "голодомора", Второй мировой войны и современного украинского государства. За этими рамками авторы вольны писать о чем угодно, но места для свободного творчества в учебниках мало, и сверхкраткий курс украинского прошлого оказывается урезанным до предела. Изъятию из истории для пятиклассников подверглись не только российские императоры и советские вожди, но и такие "священные коровы" украинской истории, как Мазепа и Петлюра, ни в одном из учебников не упомянут батька Махно, а также целых четыре из шести президентов независимой Украины - не только Кучма, Ющенко и Порошенко, но и нынешний Зеленский.

Бандера и Шухевич удостоились портретов только в киевском учебнике Александра Панарина и соавторов12. При этом руководимые этими вождями националистов ОУН и УПА (обе организации признаны экстремистскими и запрещены на территории России) мелькают почти во всех учебных книгах, а УПА* внаглую причисляется к антифашистскому движению сопротивления наравне с советскими партизанами и подпольщиками. Отсутствие тех или иных исторических личностей не меняет подчеркнуто антисоветскую линию всех учебников. Антисоветчина обычно начинается с событий Гражданской войны.

Вот какую фейковую историю рассказывают пятиклассникам два Мороза и Моцак. Из всей революции выбран малозначительный, но способный вызвать у пятиклассников ненависть к России и большевикам эпизод "битвы под Крутами". Начинается рассказ с того, что никакой украинской советской власти не было, это всё "российские большевики": "В декабре 1917 г. в Харькове российские большевики провозгласили Украину советской республикой и создали собственное правительство. Вскоре российские войска начали наступление на Киев".

Дальнейший рассказ весьма поучителен, он наглядно показывает, чем заканчиваются попытки украинцев воевать с Россией. "Украинская Центральная рада оказалась не готовой к войне с большевистской Россией, поскольку мало внимания уделяла созданию собственной боеспособной армии. Малочисленная украинская армия не могла сдержать этот удар. Создалась ситуация, при которой защищать столицу было некому. Тогда на защиту Киева встала национально сознательная молодежь Киева (преимущественно студенты и учащиеся школ). Возле железнодорожной станции Круты (18 км на восток от Нежина) 29 января 1918 г. состоялся бой, который продолжался пять часов. Около 500 киевских юношей (курсантов, студентов, гимназистов), 20 старшин и 80 бойцов Вольного казачества из Нежина сдерживали четырехтысячное российское войско под командованием Михаила Муравьева. Украинские бойцы приостановили наступление противника до темноты. Потом, под натиском врага, они провели организованное отступление к эшелонам, разрушая за собой железнодорожные пути. При этом 27 студентов и гимназистов во время отступления, заблудившись в темноте, попали в плен. На следующий день их расстреляли либо замучили. Всех вместе их похоронили на Аскольдовой могиле в Киеве"13.

А. Серебряков. Круты. 2006 г.

Такими же мрачными красками в учебниках рисуется все украинское советское прошлое. Только в одной учебной книге 2023 г. издания, уже для шестого класса, под редакцией Марины Кафтан читаем нечто похожее на правду: "Несмотря на то, что Украинская революция не привела к созданию полностью независимой Украинской державы, территория УССР в составе Советского Союза впервые за столетия охватывала большинство украинских этнических земель"14. Осознали-таки ценность советской власти, которую в учебниках поливали грязью десятилетиями!

Пока же времена УССР в учебниках для 5-го и 6-го классов представлены предельно извращенными толкованиями "голодомора" и Второй мировой войны. Сталину приписывают стремление к "мировому господству", а черниговские авторы Александр Мокрогуз и Алла Ермоленко уверяют, что "нацистский "новый порядок" был не лучше советского. Лишение прав, грабеж, уничтожение украинцев продолжились"15. То есть не лучше был нацистский режим, но и не хуже! Ай да черниговские пособники Гитлера!

Историю современной Украины авторы всех учебников излагают отрывочно, хорошо понимая, что период "незалежности" во многих семьях учеников кроют нехорошими словами. На начало Специальной военной операции большинство учебных книг для 5-го класса откликнуться не успели: приказ об их издании был подписан 8 февраля 2022 г. В учебниках же для 6-го класса 2023 г. издания пропаганды побольше. Марина Кафтан с соавторами в нескольких местах истерично и экзальтированно трактует начало военных действий, появляется и напрочь отсутствующий в других учебниках нынешний президент и сразу со вкладом в "историю человечества": "В истории человечества навсегда останутся и речи президента Украины Владимира Зеленского, и усилия союзников нашей родины, и подвиги обычных людей"16.

Общее же впечатление от всех учебников для 5-7-х классов таково, что разумный школьник, их начитавшись, получит стойкое отвращение к предмету под названием "история".

  • 1. Греков Б.Д. Киевская Русь. М.; Л., 1944.
  • 2. Власов В.С. Iсторiя України: пiдручник для 7 класу загальноосвiтнiх навчальних закладiв. Київ, 2015. С. 21.
  • 3. Хлiбовська Г.М., Наумчук О.В., Крижановська М.Є., Бурнейко I.О. Iсторiя України: пiдручник для 7 класу. Тернопiль, 2020. С. 15.
  • 4. Сорочинська Н.М., Гiсем О.О. Iсторiя України: пiдручник для 7 класу. Тернопiль, 2020. С. 8.
  • 5. Свiдерський Ю.Ю., Романишин Н.Ю. Iсторiя України: пiдручник для 7 класу. Київ, 2020. С. 18.
  • 6. Дрiбниця В.О., Щупак I.Я., Бурлака О.В., Пiскарьова I.О. Iсторiя України: пiдручник для 7 класу. Київ, 2021. С. 18.
  • 7. Там же. С. 19.
  • 8. Кафтан М.В., Козорог О.Г., Костюк I.А., Селiваненко В.В., Цеунов I.А. Україна i свiт. Вступ до iсторiї та громадянської освiти. Пiдручник для 5 класу закладiв загальної середньої освiти. Київ, 2022. С. 90-91.
  • 9. Мороз П.В., Мороз I.В., Моцак С.I. Дослiджу мо iсторiю i суспiльство. Пiдручник для 5 класу закладiв загально середньо освiти. Київ, 2022. С. 64.
  • 10. Там же. С. 65.
  • 11. Сорочинська Н.М. Вступ до iсторiї України та громадянської освiти. Пiдручник для 5 класу закладiв загальної середньої освiти. Тернопiль, 2022. С. 45.
  • 12. Панарiн О.Є., Топольницька Ю.А., Макаревич А.С., Охрiменко О.С. Дослiджуємо iсторiю i суспiльство. Пiдручник для 5 класу закладiв загальної середньої освiти. Київ, 2022. С. 92.
  • 13. Мороз П.В., Мороз I.В., Моцак С.I. Указ. соч. С. 95.
  • 14. Кафтан М.В., Костюк I.А., Новiкова К.О. Украiна i свiт. Вступ до iсторiї та громадянської освiти. Пiдручник iнтегрованого курсу для 6 класу закладiв загальної середньої освiти. Київ, 2023. С. 236.
  • 15. Мокрогуз О.П., Єрмоленко А.О. Вступ до iсторiї України та громадянської освiти. Пiдручник для 5 класу закладiв загальної середньої освiти. Київ, 2022. С. 220.
  • 16. Кафтан М.В., Костюк I.А., Новiкова К.О. Указ. соч. С. 221.