Многие смотрели китайский и корейский сериалы "Наследники". В них тема наследования освещается как болезненная, несмотря на разные традиции стран. Для нашего общества эта тема тоже становится актуальной?
Оксана Дажун: Она горячая. Я работаю с владельцами бизнеса, зрелыми людьми, которые говорят: "Устал, у меня все есть, хочу отдыхать, но кто будет заниматься компанией? Дочь, сын? Так они и слышать об этом не хотят".
Давно стала замечать, как зазвучала эта тема среди владельцев крупного бизнеса - сначала изредка, а потом все чаще и чаще. И в ней много подводных камней: как передать бизнес, кому его передавать, если детей нет или они еще маленькие? Когда передавать, как вовлекать наследников в бизнес, на каком этапе? И это далеко не полный перечень, с этими вопросами мы столкнемся в ближайшее время.
Есть и мировой, и российский опыт династий. И его надо изучать.
В декабре прошлого года состоялась первая всероссийская конференция "Преемственность и династии". Ее участники, среди которых - известные адвокаты, представители бизнеса и промышленных династий, поделились опытом владения и наследования компаний, предприятий.
Нам рассказали про новые формы договоров наследования бизнеса, позволяющие защитить свое дело при жизни. Если нет наследников или же, наоборот, их много - как сделать так, чтобы одному передать дело в управление, а другие бы получали ренту и не конфликтовали между собой.
Представители Российского Дворянского Собрания осветили данную тему с точки зрения "уехавших": как быть, если владелец уехал или учился за границей, а бизнес в России. Были на конференции и наследники, которым отцы с детства рассказывали о предприятиях, они росли в этой атмосфере, поэтому, когда встал вопрос наследования, с достоинством приняли эстафету.
Так, один из наследников промышленной династии Абрикосовых рассказал историю основания всем известного концерна "Бабаевский", которая начиналась как "Фабрично-торговое товарищество А. И. Абрикосова и сыновей". О том, как наследники распоряжались имуществом и доходами компании, о возрождении традиций, важности и преимуществах фамильного бизнеса.
В России есть минимальный исторический опыт, есть и новые формы наследования. И это конструктор, из которого можно собирать свои истории. Для ребенка надо создавать атмосферу наследования, а не требовать от него выполнения воли наследодателя. "Сломанные" преемники - плохие управленцы.
Например, в числе моих клиентов были папа с сыном. Сын играл на скрипке, а папа слышать не хотел, что его ребенку уготована творческая карьера. Надо было соединить, казалось бы, несоединимое. Так я стала наставником наследника. С учетом интересов сына мы выстроили дело, в котором и ему было комфортно, и с отцом наладили конструктивный диалог. Нашли баланс: папа профинансировал открытие небольшого магазина по теме, которая интересна наследнику, а сын реализовал себя как управленец. В дальнейшем он создал сеть музыкальных магазинов, а спустя семь лет стал коммерческим директором на предприятии отца.
То есть ребенка к приему бизнеса надо готовить с юных лет, чтобы потом никто никого не ломал?
Оксана Дажун: Да, желательно не передавать бизнес тогда, когда наследник вырос и выбрал свой путь, а гораздо раньше суметь понять, что ему интересно - как работает оборудование, как общаются на производстве и так далее. Этому надо учиться.
Для российского рынка труда такая профессия, как владелец бизнеса, сравнительно новая. Сейчас недостаточно быть мастером в своем деле, собственником, финансистом, даже управленцем. Нужен владелец, и это профессия, которой надо обучаться.
А в вопросах наследования, помимо системы бизнеса, важно учитывать особенности семейных отношений. Это вдвойне сложнее, и ошибок там на порядок больше. Чтобы передать дело ребенку, не сломав его, себя и теплые отношения в семье, надо много чего изучить.
Чего не хватает владельцу? Какими навыками и качествами он должен обладать?
Оксана Дажун: В начале 2000-х способность принимать решения стала основным качеством успешного руководителя. Лет пять назад в десятку показателей вошли эмоциональный интеллект и когнитивная гибкость - сейчас они на втором и третьем местах. И этот тренд закрепляется на рынке.
То есть важны умение понимать свои и чужие эмоции, управлять ими, способность быстро понимать сложные рассуждения других людей, видеть ситуацию с разных сторон, адаптироваться к новым обстоятельствам, находить эффективные решения проблем в кризисных ситуациях, проявлять по отношению к новому любознательность, а не враждебность, мыслить творчески.
Все вышеперечисленные качества входят в набор soft skills ("мягкие навыки"), который необходим для успешного владельца. Плюсом к этому (в тех скоростях, в которых мы живем) необходимо заботиться о психике, важна ее гигиена.
Допустим, наследник юн или его нет вообще, тогда компанию придется передать в управление. Но люди, создавшие с нуля свое дело, зачастую боятся пускать стороннего человека, который придет на все готовое.
Оксана Дажун: Не бывает всего готового. Всегда есть что улучшать. В бизнесе невозможно зафиксировать стабильность. Кто такой управленец? Человек, который соотносит бизнес с изменениями внешней среды. Помните фразу из "Алисы в Стране чудес": "Чтобы стоять на месте, нужно быстро бежать". Это и делает управленец. А владелец определяет направление, сроки и качество этого "бежать".
Чтобы владельцу не бояться, нужно выстроить простую и понятную систему контроля и понимать грань между владельческим и управленческим функционалами. Следует принять: другой человек будет управлять по-своему. Помните, как сказал Стив Джобс: "Мы нанимаем людей не для того, чтобы говорить, что им делать. Мы нанимаем их, чтобы они говорили, что делать нам". Я бы добавила: "говорили и делали".
Эти две позиции - владельца и управленца - нужно четко разделять. Сначала стоит вырастить себя как владельца, а потом выбрать управленца, понимая, что и как передавать, а главное, как контролировать. На передачу миллиардного бизнеса уходит от года до трех лет.
Судя по тому, что уже есть и создается огромное количество различных бизнесов, будет ли востребованной профессия управленца?
Оксана Дажун: Экономика трансформируется. Потребность в профессиональных управленцах будет всегда. И требования к ним будут расти. Уже мало иметь юридическое, экономическое образование - нужно разбираться в бухгалтерии, финансах, управлении персоналом, экономике. К этому добавляется знание искусственного интеллекта, цифровизации бизнеса.
Умение принимать решения в условиях турбулентности, неопределенности, двигаться в нестабильной среде - одни из важнейших компетенций настоящего управленца.