Кажется, что "Парсуны нон грата" обещают ту самую встречу "высокого" и "низкого", возвышенного и презренного, на которой строилась романтическая драма. Ну и опера, конечно. За "высокое", по идее, отвечает Борис Орлов, благо парсуны и тотемы его героев, составленные из звезд, крылышек, винтов и элементов античных бюстов, отсылают к большому имперскому стилю. За "низкое" - вроде бы Шеховцов, создающий барочные рамы зеркал из монтажной пены, использующий банки из-под пива для колонн своего "Парфенона" и раскрашенный поролон вместо бронзы и мрамора в скульптурах.
За парсунами - важность геральдического знака, плоскость доски и отсутствие объема, монументальность образа, функциональность официального представления. За "нежелательным", вытесняемым миром - настороженность битого, хватка голодного, хитрость выжившего. Если человек за парсунами невидим, потому что глянцевая плоскость доски отражает взгляд смотрящего, то герой нон грата - просто вне зоны видимости.
Собственно, встреча этих миров на выставке выглядит знаковой. В том смысле, что дарует персонажу нон грата глянцевый доспех имперского величия, давая возможность если не почувствовать, то назвать себя Икаром...
Мир, который создает Сергей Шеховцов, предстает двойником глянцевых образов парсун. Здесь тоже строят свой "Парфенон", правда, колонны - из веселеньких банок из-под пива, а венчающие их белые фигуры пленяют узнаваемостью. Тут и мальчик на самокате, и тетенька с чемоданом на колесиках, и дзюдоист в прыжке, и панк, и некто в противогазе... Они передают привет не столько античным богам, сколько гипсовой "Девушке с веслом". В отличие от застывших "парсун" в них есть нетерпеливая пластика жизни, сниженная, почти пародийная. Но пародия тяготеет к добродушному шаржу, как в портрете домохозяйки, которая делает стойку на кофеварке, которая стоит на гантели, что давит на лимон, заливающий соком жестяную банку, покоящуюся на губке. Пирамида эта словно подтверждает, что в мире всегда есть место подвигу, особенно на кухне. Перед нами словно театр в миниатюре, знакомящий с персонажами будущего спектакля.
В пространстве выставки в этом "Парфеноне" найдется место и для "Музея золотых фигур". Эта серия нарисована Борисом Орловым аж в 1982-м. Тут вместо портретов героев - знаковая деталь их медийного образа, будь то "золотая челюсть Леонида Брежнева" или "золотой коктейль Вячеслава Молотова". Перед нами своего рода одомашнивание парсун. Воображаемые "реликвии" образуют то ли уютный домашний пантеон, то ли коллекцию для кунсткамеры. Отдав дань концептуализму, Борис Орлов не забывает и Джакометти, превратив его шагающего человека в истукана на триумфальной колеснице. И - завершив превращение маленького человека в знак.
Но не только домашнее пространство наделено двойным статусом - частного мира и открытой взорам публики сцены. Пространство самой выставки тоже подвижно, превращаясь то в кинозал, то в площадь с "Маяком" в виде устремленного ввысь мигающего пальца, то в аллею, где неизбежно рандеву "парсун" с обольстительницами на любой вкус.