Этот процесс занял более полутора лет, с того момента как в мае 2022 года власти королевства приняли решение присоединиться к военному блоку. Швеция сделала это одновременно с Финляндией. Вот только в отношении страны Суоми не возникло никаких препон, и в апреле 2023-го Финляндия стала 31-м членом НАТО. В отношении Швеции в рядах альянса не было такого единства. Большинство стран-членов блока довольно быстро ратифицировали протокол, исключение составили Турция и Венгрия.
Анкара выражала недовольство тем, как дружелюбно в Швеции принимают сторонников Рабочей партии Курдистана, которая в Турции признана террористической организацией. Многие ее члены нашли убежище именно в Швеции, где и проводили свои акции протеста против властей Турции. Серьезное напряжение в отношении между странами также создала акция с сожжением Корана возле посольства Турции в Стокгольме в январе 2023 года.
В итоге Турция выставила ряд условий, при выполнении которых она была согласна позволить Швеции стать членом НАТО. Речь шла об изменении отношения к курдам, выдаче ряда активистов, помощи Стокгольма в активизации процесса вступления Турции в ЕС, поставках американских истребителей F-16. Хотя генсек НАТО Йенс Столтенберг заверял, что последние два пункта не являются частью сделки по приему Швеции в военный блок, Анкара не раз давала понять, что эти процессы взаимосвязаны. Эрдоган открыто заявлял, что Швеция станет членом альянса только после присоединения Турции к ЕС.
Хотя этого и не произошло, явно были достигнуты какие-то договоренности по этой теме. Столь же открыто Эрдоган говорил, что позитивные сдвиги по сделке с F-16 отразятся на рассмотрении турецким парламентом протокола о членстве Швеции в НАТО. Так и произошло. Комиссия парламента по международным делам дала зеленый свет законопроекту в декабре на фоне новостей, что власти Турции завершили переговоры с США о покупке новых истребителей F-16 и модернизации уже имеющихся.
Однако прохождение документа через парламент оставалось под вопросом. Ряд оппозиционных политиков активно выступали против принятия Швеции в НАТО. И итоги голосования говорят о том, что согласия не удалось достичь. В тот день, 23 января, в заседании приняли участие 346 депутатов при том, что в Великом национальном собрании представлены 600 членов различных партий. Принятие документа поддержали 287 депутатов, 55 выступили против, четверо воздержались.
Простого большинства оказалось достаточно, чтобы одобрить шведскую заявку. Последнее слово оставалось за президентом республики, закон отводит ему 15 дней на то, чтобы подписать указ или наложить на него вето. Ряд экспертов предполагали, что Эрдоган будет тянуть с подписанием, чтобы получить больше преференций. Но этого не произошло, видимо, он смог получить от своих партнеров по НАТО все, что хотел. Или все, что они могли дать.
Теперь единственной страной, не ратифицировавшей шведскую заявку, осталась Венгрия. К рассмотрению вопроса парламент республики приступит во время весенней сессии (до середины февраля депутаты пробудут на каникулах). Премьер-министр страны Виктор Орбан выразил надежду, что парламент сделает это как можно скорее. Однако надо отметить, что в Венгрии не слишком довольны действиями властей Швеции, в частности, призывами к руководству Евросоюза поддержать оппозицию, прекратить выделение помощи ЕС, демонстрацией роликов в школах с критикой правительства Венгрии. Одним из тех, кто выражал недовольство, был спикер парламента Венгрии Ласло Кёвер, тот, от кого во многом зависит работа законодательного органа.