В Петербурге прошел предпремьерный показ ленты "Номер 715. Из Дахау - в блокаду"

"Номер 715. Из Дахау - в блокаду". Так называется документальный фильм, посвященный невероятной судьбе конструктора первых советских эскалаторов Павла Васильевича Тюменева. Предпремьерный показ ленты прошел вчера в петербургской редакции "Российской газеты". И это неслучайно, ведь недавно в петербургском Доме журналиста открылась выставка "Метрострой. Война. Блокада. История одной судьбы", главным героем которой стал Павел Тюменев - родной дедушка обозревателя "РГ" Татьяны Тюменевой. Выставка стала частью фильма, а фильм - логическим продолжением выставки.

- Эта премьера проходит накануне значимой для всех ленинградцев-петербуржцев даты - 80-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Для всех нас, журналистов "Российской газеты", и выставка, и фильм стали возможностью отдать долг памяти родным и близким, которые строили и защищали наш город, - подчеркнула Анжелика Гурская, директор Северо-Западного филиала "РГ".

Те, кто побывал на выставке, уже знают, что 22 июня 1941 года Павел Тюменев оказался в Берлине, куда он вместе с группой советских специалистов приехал в командировку. Прошел концлагерь Дахау, с помощью советских дипломатов был возвращен на родину, пережил блокаду, участвовал в строительстве ленинградского метро.

Оказалось, что удивительная судьба Павла Тюменева очень кинематографична.

Продюсерская компания "ПМГ" совместно со студией "Телеинвест" сняли по ней документальный фильм "Номер 715. Из Дахау в блокаду". 715 - это номер, который был присвоен Павлу Тюменеву в концлагере.

Первыми зрителями фильма стали журналисты "Российской газеты", друзья и партнеры издания.

Гости получили возможность "побывать" в семейной квартире героя на Фонтанке, где до сих пор хранятся личные вещи, письма и дневники Павла Васильевича. Через призму воспоминаний героя увидели Германию 1941 года, концлагерь Дахау, блокадный и послевоенный Ленинград и, конечно же, процесс создания выставки, который занял полгода.

Кстати, в съемках фильма приняли участие журналисты "Российской газеты".

Сергей Почин, генеральный продюсер компании "ПМГ", заслуженный работник СМИ Санкт-Петербурга рассказал собравшимся о том, как родилась идея фильма.

- В один из визитов в редакцию "РГ" я услышал о судьбе командированного, о Дахау, о его долгом пути в Ленинград… и загорелся идеей. А когда побывал в квартире Тюменевых, где сохранилась вся обстановка и дух той эпохи, решение было принято окончательно. Это казалось невероятным, но на кухне осталась печь, которую герой нашего фильма топил в блокаду. Остался проем в стене, где прятались в стене во время фашистских налетов, - вспоминает Сергей Почин.

Кинодокументалисты подали заявку в Президентский фонд культурных инициатив, и их проект, ориентированный на сохранение исторической памяти, поддержали.

Для реализации замысла пригласили одного из перспективных петербургских кинодокументалистов, режиссера Александру Лусникову, человека очень трепетно относящегося к историческому материалу.

- Меня поразила и сама биография героя, и то, что в семье Тюменевых смогли сохранить атмосферу того времени. Я отношусь к тому поколению, для которых история блокады - живая история. Из всей нашей семьи пережила блокаду только моя бабушка. И я хотела через интереснейшую судьбу одного героя показать историю всей страны, - рассказывает Александра Лусникова.

- Когда мне предложили участвовать в этом проекте, я с некоторой опаской согласился. Смогу ли? Похож ли внешне? И для меня слово "блокада" - не только книжное. Мои прабабушка, прадед и бабушка тоже пережили блокаду, поэтому мне было вдвойне интересно работать над фильмом. Думаю, что судьба моего героя заслуживает не только документального кино, но и художественного воплощения или даже полноценного романа, - поделился впечатлениями петербургский актер Никита Аксенов, воплотивший экранный образ Павла Тюменева.

Кстати, первые зрители картины отметили гармоничность его образа и неожиданно трогательный финал ленты: главный герой, преодолев время, приходит в Дом журналиста на выставку, посвященную ему. Внимательно изучает стенды, рассматривает людей. И - уходит в прошлое, убедившись: память о нем, о блокаде, о его товарищах, первых строителях ленинградского метро, жива.

Открытый показ киноленты состоится 29 января в 18:30 в Доме журналиста на Невском, 70 (вход свободный). Телевизионная премьера пройдет на телеканале "Санкт-Петербург" 27 января - в день 80-летия полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады.

Прямая речь

Борис Грумбков, генеральный директор АО "Издательский дом "С.-Петербургские ведомости":

- Трогательная человеческая история, показанная талантливой творческой командой. Она ещё раз напоминает, какая большая честь и ответственность быть потомками того великого поколения, которое отстояло и сохранило нашу страну в Великую Отечественную войну, а потом восстановило Отечество из руин. Бережная забота Татьяны Тюменевой, внучки Павла Васильевича, по сохранению его архивов, записей, личных вещей вызывает восхищение и показывает пример зрителям и выставки, и фильма, как следует относиться к памяти своей семьи.

Катерина Туголукова, директор Городского студенческого пресс-центра Санкт-Петербурга, доцент кафедры дизайна рекламы СПбГУПТД, кандидат технических наук:

- Фильм глубокий, затронувший важную тему связи поколений. Главный герой Павел Тюменев - один из миллионов соотечественников, кто жил, учился, работал, строил планы на будущее, семью в большой и развивающейся стране, где в одночасье война разрушила все надежды и мечты каждого.

За 39 минут показана жизнь обычного советского гражданина, семьянина, патриота, талантливого инженера, в судьбе которого многие могут услышать отголоски судеб своих близких и родных.

С первых минут фильма зритель чувствует ужас, страх и безысходность в глазах заключенных польских и немецких концлагерей. В нескольких коротких кадрах показана мощь и бесчеловечность той огромной машины фашизма, цинично уничтожавшей и перемалывающей судьбы миллионов людей.

Такие фильмы необходимо показывать сегодняшней молодежи - в школах, колледжах, вузах. Важно открыто говорить и о тех людях, чьи имена не вошли в энциклопедии и списки героев, но их вклад в Великую Победу и восстановление страны в послевоенный период нельзя недооценивать. Важно говорить и о роли советских инженеров, конструкторов, ученых, рабочих и т.д., всех, кто внес свой посильный вклад в развитие страны.

Я тронута фильмом до глубины души. Спасибо съемочной группе и авторам проекта за возможность окунуться в эпоху недавно ушедших лет, которые напоминают мне о жизни моих бабушек и дедушек, которые также прошли всю Великую Отечественную войну, пережили блокаду, приближали Великую Победу и восстанавливали Ленинград после войны. Дедушка однажды рассказал, как они дошли до Берлина, освобождая по пути сотни еле живых людей из концлагерей, где были еще теплые печи… и какой сильный след эти воспоминания оставили в его сердце на всю жизнь.

Ирина Иванова, журналист, член СЖР, помощник депутата Законодательного Собрания СПб М. И. Барышникова:

- История уникальная. Причем, "история" - в самом широком смысле. Здесь и жизнь человека, и переплетение судеб, и связь времен, и потрясающая коллаборация авторов трех проектов, в которой один вытекает из другого и является его продолжением и развитием. Несомненно один из удачных ходов, предложенных режиссером картины Александрой Лусниковой, - молчаливое присутствие в кадре героя истории, Павла Васильевича Тюменева. Когда смотришь на актера, приглашенного исполнить эту небольшую роль, отмечаешь некое портретное сходство, но самое главное - мистику происходящего: на протяжении фильма метростроевец Тюменев наблюдает за нами "оттуда", из непостижимой запредельности, подтверждает "все правда, все так и было" и оказывается посетителем на ему же посвященной выставке. 39 минут экранного времени и целая человеческая жизнь. История семьи... История памяти... Картина дышит временем, о котором повествует.

Николай Харлампиев, главный редактор литературно-художественного журнала доя школьников "Костер":

- Едва ли этот фильм кого-то оставит равнодушным. Продуманный сценарий, удачно выбранная интонация, на редкость достоверно воссозданная атмосфера, точный отбор архивных кинодокументов, органичное существование в кадре всех участников фильма.

Это безусловная творческая удача всех причастных к созданию этой небольшой, но очень важной и значимой для широкого - а прежде всего, юного - зрителя киноработы. Отдельная признательность создателям киноленты за идею включения в ткань неигрового фильма роли героя повествования, исполненной очень органично и убедительно профессиональным актером.

Нет сомнений в том, что фильм "Номер 715. Из Дахау - в блокаду" - достойная лепта в великую кинолетопись воспоминаний о тех грозных и героических временах в судьбе нашего города и нашего Отечества.