26.01.2024 17:00
Поделиться

Удивляет, как экипаж сел на пике горы. Летчик Таланов о катастрофе в Афганистане

Володя Таланов - мой старинный друг и спаситель. Почему спаситель? А мы разбились на самолете Ан-72 под Воркутой. Он был командиром экипажа. Причина - техническая неисправность борта. Я бы не писал эти строки, если бы не его воля и решительность. Крылья у "Чебурашки" (такое прозвище у этого самолета) отвалились. Тундра в керосине. Но все живы. До сих пор ставлю свечки.
Сергей Бобылев/ТАСС

Но Владимир Валерьевич Таланов - кавалер орденов Красной Звезды, Красного знамени (это за Афган) и Мужества (за ту самую жесткую посадку под Воркутой). Облетел на своем Ан-26 весь Афганистан. Первым садился туда, где не было шасси советской авиации. Правительство республики не оставило нашего полковника без внимания. Вручило ему орден "За храбрость". Потому что летать в горах Афганистана - тот еще аттракцион. Тут нужны и храбрость, и мужество, и просто везение.

Мы говорим с ним о том, как приземлился "Фалькон 10" в горах Бадахшана. Лучшего эксперта мне не найти.

Владимир Таланов: Я удивился, что хоть кто-то остался в живых. Ведь там сплошные "пятитысячники". Летишь над облаками, и только пики торчат. Долины, вернее долинки, накрыты "ватой". Вот по этим пикам и ориентируешься. Но если в первый раз летишь, то надо быть знатным географом. По компасу, по компасу. А это тоже непросто. И не дай бог залететь в облако. На Памире совершенно другие восходящие и нисходящие потоки. Даже в равнинном Кабуле высота 1800 метров. Воздух разрежен. Свои особенности захода на посадку. В лучшем случае один привод (система захода на посадку - прим. "РГ"). Это вам не Шереметьево. Есть там, конечно, запасные аэродромы в Шиндаде или Кундузе. Но ребятам было проще долететь до Душанбе. Потому что летишь в другом государстве. Любое отклонение от маршрута надо согласовывать. Исключение - mayday. Это международная команда о тревоге на борту. Но садиться в запасных портах очень опасно. Нужна подготовка. Горы!

Ты бы смог посадить борт на склон горы?

Владимир Таланов: Ни за что. Надо искать ровную площадку, чтобы сесть. Это невозможно. Нужно везение. Без везения никуда. А что касается "Фалькона"… Он, как перышко, легкий. Реактивный. А двигатели отключишь - превращается в топор. Поэтому я не перестаю удивляться, как экипаж смог совершить посадку и остаться в живых.

Ведь мы тоже под Воркутой остались живы…

Владимир Таланов: Там не было гор. Мы сначала приземлились, а потом уж разбились.

Володя много недоговаривает. Ровно через два года на Земле Франца-Иосифа при посадке в его борт влетел снежный заряд. Машина ударилась о полосу, левое крыло сломалось, и машина сложилась. Но опять чудо! Все живы. Обычно первыми на место происшествия прибывают медики и МЧС, если оно есть, конечно. А вторыми - следователи. И, конечно, берут подписку о неразглашении данных, теперь уже представляющих тайну следствия. Неважно, виноват пилот или подвела техника. В любом случае возбуждается уголовное дело. Общение с журналистами под запретом. Работников следствия можно понять. Даже Юрию Гагарину после исторического прыжка в космос было запрещено рассказывать о полете кому-нибудь, кроме Королева. Потому что с каждым рассказом меняется реальность. Так устроена психика. А свидетельские показания человека, оказавшегося в психоэмоциональной перегрузке, иногда бывают далеки от реальности.

Вы спросите, каково это - оказаться на развалинах самолета в заснеженной тундре? Совсем неважнецки. Но нас быстро спасли. А вот ребятам из "Фалькона" в горах было совсем плохо. Говорят, жгли шнурки, чтобы согреться. Много ли тепла дает шнурок?

…Я тогда работал в "Известиях" и "отвечал" за пограничников. В октябре 1995 года разбился Ми-26 на Северной Земле в районе мыса Неупокоева. Жуткая погода плюс потеря ориентации. Командиром корабля был легендарный летчик-афганец майор Николай Глухов. Летели офицеры-пограничники. Кто-то с семьями. Семь человек погибли при жесткой посадке. Остальные, пока их искали, жгли свои… зарплаты. Покрышки не хотели разгораться. А керосин из баков поджигать - значит взрыв! Вот так рубли стали конвертируемой валютой. Вспомним, что это был 1995 год. Конвертация в жизнь. Через три дня всех выживших спасли.