Чем это грозит парижанам? Помимо автодорожного коллапса, когда огромные трудности возникнут на подъездах городу, а второстепенные дороги окажутся сверхперегруженными, есть опасения, что, конечно, не сразу, но по истечении нескольких дней, может быть, недели, в городе на Сене реально почувствуется нехватка тех или других необходимых товаров.
С тем чтобы посмотреть, как сейчас обстоят дела, отправился в ближайший универсам - благо, что в отличие от небольших продмагов он открыт и в воскресенье. На первый взгляд какого-то ажиотажа не увидел. Тем не менее "кади", эти покупательские тележки, у некоторых посетителей, что бросилось в глаза, были заполнены более основательно, чем обычно. В приоритете, как я заметил, были спагетти, консервированные овощи, растительное масло и, конечно, национальные напитки - красное и белое. Расплачиваясь, обратил на это внимание кассирши, дамы средних лет.
- А что вы хотите? Лучше сделать запасы, чем после кусать локти, - ответила она. - У людей еще свежи в памяти "желто-жилетные" деньки, когда со всем этим были перебои.
Откровенно говоря, такие опасения далеко не беспочвенны. Так, глава крупнейшей сети недорогих и весьма по этой причине популярных супермаркетов Lidl рассказал о том, что уже столкнулся с серьезными проблемами поставок товаров, в основном съестных, в столицу. Многие фуры, по его словам, просто не могут добраться до места и "загорают" на стоянках или на обочинах автотрасс.
Более того, особые опасения у парижан и жителей столичного района Иль-де-Франс, а это свыше десяти миллионов человек, вызывают наиболее воинственно настроенные фермеры из департамента Ло и Гаронна, что на юге Франции. В понедельник они намереваются тракторной колонной отправиться в Париж на подмогу своим коллегам. Причем в их планы входит заблокировать самый крупный в стране оптовый продовольственный рынок Rungis, что в десятке километров к югу от Парижа. Именно оттуда по большей части идет снабжение города и прилегающих к нему районов овощами и фруктами, мясом и рыбой и так далее по всему съедобному списку.
Решив тракторами, блоками спрессованного сена, дровами окружить Париж, крестьяне, поднятые на борьбу профсоюзами, однозначно дали понять, что меры, обозначенные нынешним премьером Габриэлем Атталем в ходе его блиц-визита на юг Франции с целью затушить разгорающийся социальный конфликт, их далеко не устраивают. Эти шаги не способны радикально изменить тяжелое положение, в котором фермеры оказались. И чтобы погасить разгоревшийся пожар, правительству придется серьезно раскошелиться. Косметическими мерами и небольшими подачками проблему уже не решить. Надо сказать, что французы поддерживают нынешнее протестное движение, считая его вполне оправданным. Как свидетельствуют опросы социальных служб, такого мнения придерживаются 89 процентов граждан. На их стороне и левые партии, и единомышленники Марин Ле Пен. Даже умеренно правые. Так, глава партии "Республиканцы" Эрик Сьотти назвал предложения правительства "откровенно слабыми".
Заметим, что одно из насущных требований крестьян властям все-таки пришлось удовлетворить - отказаться от повышения налога на дизельное топливо для сельхозтехники. В правительстве явно смекнули, что эта тема для сельчан в прямом смысле "горючая", огнеопасная. Ведь именно так называемый экологический налог на топливо, который пять с лишним лет тому назад намеревался ввести президент Эмманюэль Макрон, привел к феномену "желтых жилетов". Тогда его, напомним, отменили, но бурные бунты долго сотрясали страну, и в первую очередь Париж.
Тем временем неспокойно в провинции. В южном городе Ажен с полтысячи фермеров вот уже почти неделю протестуют у здания местной префектуры. Они вывалили вокруг него горы навоза, автомобильные покрышки, тонны гравия.
В городе Ним, это департамент Гар, крестьяне на сельхозтехнике, как сообщил тамошний префект, вторглись на территорию таможенного отделения. В итоге возник пожар, который долго не могла потушить местная команда огнеборцев.
По сравнению с французскими фермерами итальянские аграрии ведут себя пока достаточно сдержанно, хотя не исключают "тракторного восстания" в самом Риме. В большинстве местные крестьяне недовольны "зеленым курсом" Евросоюза, подразумевающим введение новых ограничительных мер на законодательном уровне. Они также видят риск для себя в появлении синтетических продуктов на европейском рынке. Их главный лозунг: "Нам не нужны субсидии, мы хотим продавать нашу продукцию по достойной цене". За последнюю неделю движение недовольных фермеров разрослось до национальных масштабов, распространяясь по стране, как чернильное пятно по белой бумаге. В минувшие выходные они совершили пробег на сельхозтехнике сразу в нескольких регионах. Фермеры из Абруццо смогли даже высказать свои претензии лично главе минсельхоза Италии Франческо Лоллобриджиде, который с пониманием отнесся к протесту, пообещав не совершать ошибок, сделанных Германией, которая урезала субсидии на дизель для тракторов. Министр напомнил своим визави, что, отстаивая позицию аграриев, Италия стала первой европейской страной, которая ввела запрет на производство, продажу и импорт синтетических продуктов.
Но движение с говорящим названием "Аграрное Возмездие", судя по всему, останавливаться не намерено. На 30 января запланированы новые тракторные походы по регионам, а 31 фермеры намерены устроить массовое шествие в Вероне, где пройдет крупнейшая в стране сельхозвыставка.
Подготовила Нива Миракян, Рим