Он напоминает, что эксперименты по переводу сотрудников на четырехдневную неделю неоднократно проводились в разных странах мира. "Однако надо понимать, что такой переход возможен далеко не для всех видов труда. Невозможно перевести на четырехдневную неделю работников, обслуживающих непрерывные производства, учителей, сотрудников различного сервиса, полицейских и так далее. Точнее, перевести-то можно, однако выпадающий труд придется компенсировать за счет набора дополнительного персонала, что приведет к росту издержек и повышению стоимости товаров и услуг. То есть в данном случае речь идет прежде всего об офисных сотрудниках, занятых обработкой информации, и это далеко не весь рынок труда", - обращает внимание эксперт.
По его мнению, сокращение рабочей недели для различных служащих до 4 дней возможно в нескольких форматах. Первый вариант - когда внутри рабочей недели происходит перераспределение рабочего времени. Предполагается что сотрудники, заинтересованные в том, чтобы получить дополнительный выходной, будут работать более активно. Еще один вариант - когда рабочая неделя сокращается без сохранения обязательств по выработке. Такой вариант возможен для того, чтобы стимулировать высокопроизводительных сотрудников - предоставить им творческую свободу, которые должна окупиться за счет того, что сотрудники чувствуют себя более комфортно.
"Положительно введение 4-дневной рабочей недели может отразиться только на тех, кто и так не перерабатывал и соблюдались все нормы труда, а у тех, у кого был ненормированный рабочий день, так он и останется. Еще риск: сотрудники, чтобы уложиться в 4 дня, будут буквально дневать и ночевать на работе", - отмечает доцент кафедры Управления человеческими ресурсами Плехановского университета Людмила Иванова-Швец.
"Наши работодатели в целом более консервативны, чем их западные коллеги. Если мы говорим о сервисных отраслях, таких как коммуникационный консалтинг, например, то здесь рабочие процессы во многом "зеркалят" своих клиентов. А это значит, что пока клиент не перейдет на четырехдневную рабочую неделю, сервис тоже этого не сделает. Компании не готовы платить столько же за меньшую вовлеченность и сокращенные рабочие часы", - добавляет директор по персоналу агентства КРОС Дмитрий Дударев.