Динамичный рост категории в интернете спровоцировали ограничения из-за пандемии, отмечают в АКИТ. Но и после их снятия россияне не стали отказываться от привычки заказывать продукты на дом. Так, объем продаж продуктов питания в интернете в 2021 году составил 481 млрд руб., рост по сравнению с предыдущим годом 53%, в 2022 году - 659 млрд руб. и +37%, а в 2023-м - 762 млрд рублей и рост на 16%. В онлайн-торговле категория "продукты питания" традиционно входит в топ-5 самых популярных товаров, а в общероссийском рейтинге она на 4-й строчке уже несколько лет, уступая по объемам продаж только цифровой и бытовой технике, мебели и товарам для дома, а также одежде и обуви. В общем объеме интернет-торговли на ее долю приходится 12% всех покупок.
По данным АКИТ, в продуктовой рознице в целом доля онлайн-продаж составляет всего 3,3%, все остальное - классическая торговля. Это потому, что сам онлайн-канал в этой категории начал развиваться не так давно и у нее есть потенциал.
Относительно небольшой рост прошлого года объясняется несколькими факторами: в 2021 году это продолжение "ковидной привычки" к заказам онлайн и активное развитие сервисов e-grocery, включая экспресс-доставку. В 2022 году - аномальный спрос на фоне панических потребительских настроений. В первом квартале 2022 года россияне заказали в интернете рекордное количество продуктов: в январе, феврале и марте +93%, +87%, +98% по отношению к этим месяцам 2021 года. В 2023-м спрос был стабильным.
При этом средний чек таких покупок в целом по России снизился почти на 4%: с 1110 рублей в начале года до 1076 рублей в конце. Такие показатели стоимости заказа при общем увеличении объемов продаж доказывают, что россияне стали заметно чаще заказывать продукты на дом.
Что касается доставки готовой еды, то, по оценкам АКИТ, большая часть таких заказов приходится на Москву и Санкт-Петербург, где рейтинг популярных товаров отличается от общероссийского и продукты питания находятся в нем на первом месте. Исторически так сложилось, что из двух основных сегментов доставки продуктов - закупка впрок и удовлетворение моментальной потребности - жители российских регионов чаще выбирают первый вариант, хотя и там сейчас растет спрос на готовую еду и появляется все больше предложений в этой нише.
В пресс-службе фудтех-сервисов "Яндекса" "РГ" также подтвердили, что в РФ стабильно увеличивается спрос на услуги по доставке еды. Например, только за последний год число заказов в "Яндекс Еде" и "Деливери" выросло на 40%. "Особенно сильное проникновение доставки мы видим в регионах, за последние 5 лет объем заказов из ресторанов в "Яндекс Еде" в регионах вырос в 16 раз. При этом растут не только заказы, но и количество людей, пользующихся доставкой. В 2023 году приток новых пользователей составил 42%, а ежемесячная аудитория "Яндекс Еды" достигла 15 миллионов", - отметили в компании.
Доставка готовой еды и продуктов перестала быть событийной услугой, а превратилась в инструмент экономии времени. Традиционно в доставке готовых блюд самыми популярными остаются бургеры и пицца. Также востребованы и те классические категории блюд, которые заказывают, чтобы просто пообедать. Например, супы, среди них особенно популярны борщ и том-ям. Также активно растет спрос и на завтраки, число заказов в этой категории за последние два года выросло на 40%, чаще всего утром россияне заказывают выпечку, отмечают в пресс-службе фудтех-сервисов "Яндекса".
По мнению доцента кафедры маркетинга и рекламы факультета рыночных технологий ИОМ РАНХиГС Юлии Сягловой, одна из причин роста спроса на доставку продуктов и готовой еды - расширение круга покупателей за счет более возрастных категорий. Если изначально в диджитал были погружены молодые потребители, то теперь "цифрой" увлекаются и более старшие поколения - люди возраста 50+, 60+. Во время эпидемии коронавируса они были вынуждены покупать товары в интернете и теперь продолжают это делать, а ретейлеры адаптируют под эту платежеспособную категорию свой ассортимент и сервисы. Также играет свою роль развитие различных маркетплейсов и экосистем, которые предлагают своим клиентам множество сервисов. По прогнозам Сягловой, в 2024 году во всех каналах диджитал-продаж частота покупок продолжит расти, а средний чек - сокращаться. "От больших запланированных покупок потребители переходят на маленькие, практически ежедневные траты. Потребитель воспринимает цифровые каналы как магазины у дома, чего раньше не было. Это ведет к потребности изменить цепочки поставок: очень важной становится быстрая и удобная доставка. Если раньше счет шел на дни, то теперь это минуты. К структуре товаров, которые приобретаются через интернет, прибавился заказ продуктов категории фреш и ультрафреш", - пояснила она.