Что едят с удовольствием в школьных столовых

Школьное питание - "притча во языцех". Повара, эксперты по питанию, родители, да и сами школьники ежегодно пытаются найти идеальный вариант школьного обеда. Министерство просвещения даже проводит конкурс на лучшего школьного повара и школьную столовую, где кормят вкусно и полезно. Кулинары всех мастей ищут способы сделать пиццу полезной, а тушеную капусту - вкусной.
Кулинары ищут способы сделать пиццу полезной, а тушеную капусту - вкусной. А дети предпочитают борщ и блины.
Кулинары ищут способы сделать пиццу полезной, а тушеную капусту - вкусной. А дети предпочитают борщ и блины. / Александр Корольков

Но что выбирают дети?

Это выяснили специалисты Федерального центра мониторинга питания обучающихся (ФЦМПО) по поручению минпросвещения, опросив родителей и учеников начальных классов - всего более 2,2 миллиона человек из всех федеральных округов России. А в целом за счет федерального бюджета горячее питание получают около 7,7 миллиона детей.

Это самое масштабное исследование с начала проекта по бесплатному обеспечению обязательным горячим питанием в начальной школе.

7,7 миллиона детей получают за счет федерального бюджета горячее питание

Итак, по итогам опроса большинство родителей - 84 процента - считают, что их дети довольны школьной едой. И это, скорее всего, не просто домыслы: родители и правда интересуются у ребят, как им обеды и завтраки в школах. Число мам и пап, которым это неинтересно, по данным ФЦМПО, сократилось в 9 раз. Но интереснее всего, что среди самих школьников процент довольных еще выше - 86.

А вот и рейтинг самых популярных и любимых блюд у школьников: макароны с сыром, блины, борщ, мясная котлета, плов. Интересно сравнить с результатами исследования прошлого года. Тогда школьники пальму первенства отдали сосискам, блинчикам, пельменям, плову и борщу. Получается, борщ и блины - вне конкуренции!

Между прочим, в школах некоторых регионов уже год идет проект "Меню свободного выбора": столовые превратились к школьные кафе, где можно выбрать блюдо на первое или второе. Такие форматы есть в школах Москвы, Республики Башкортостан, Волгоградской, Воронежской, Ленинградской, Тамбовской областей и др.

В школах некоторых регионов идет проект "Меню свободного выбора": можно выбрать блюдо на первое или второе

- В этих регионах столовые уже работают по ресторанному принципу, предлагая детям некоторые позиции меню на выбор: два вида супа, три вида гарнира, чай, компот или какао, - рассказала "РГ" научный руководитель Федерального центра мониторинга питания обучающихся, член Общественного совета при минпросвещения Валентина Иванова. - Наш мониторинг показал: в таких столовых практически нет отходов от школьных обедов, все съедается, потому что блюда соответствуют запросам школьников, которые сами их выбирают. За этим - будущее.

Контролировать качество питания школьников родителям позволяет система автоматизированного мониторинга питания, к которой подключены более 40 тысяч школ.

Кстати, на прошедшем в конце 2023 года конкурсе "Лучшая столовая" жюри предлагали попробовать и оценить суп "Минестроне", фритату с ветчиной, рассольник "Ленинградский", котлеты по-ижорски. Или вот еще: мясо по-мексикански, суп "Дальневосточный", паста с соусом "Альфредо"... Звучит по-ресторанному, правда? Но все это - пункты меню в школьных столовых.

Но есть один "вопрос ребром". Что если поставщик привозит испорченную картошку или молоко? Как быть? По словам Валентины Ивановой, центр мониторинга активно работает с Россельхознадзором - ведомством, которое особым образом контролирует поставку мяса, масла, молока, творога в организации общественного питания.

На каждую партию продукции должны быть ветеринарно-сопроводительные документы, которые отмечаются в специальной системе "Меркурий". Так Россельхознадзор следит за тем, какая продукция поступила в школу, нет ли контрафакта, который может привести к отравлению детей.

Официально

Сергей Кравцов, министр просвещения РФ:

- Ежедневное горячее питание в школах, внедренное по прямому президентскому поручению с 2020 года, остается на особом контроле. Помимо бесперебойности самого процесса мы следим, чтобы питание было и вкусным, и полезным. Расширяется список блюд ежедневного меню с акцентом на местные региональные традиции, национальные кухни, при этом сам рацион остается сбалансированным, и мы видим, что школьникам такой подход нравится.