Дело в том, что понятие "гражданский брак" вполне комфортно существует везде, кроме юридической сферы. В отечественном законодательстве есть лишь одна форма брака - через печать ЗАГСа. Но жизнь всегда была сложнее и разнообразнее строгих норм.
Ситуация, которую изучил высокий суд, очень даже жизненная. Мужчина и женщина много лет жили вместе без официальной регистрации своих отношений. После смерти партнера женщина хотела получить в наследство его квартиру как иждивенец. Чиновники департамента имущественных отношений города были решительно против. Они требовали признать эту квартиру выморочным имуществом и передать ее в городскую собственность.
Три местных суда единогласно встали на сторону чиновников. Но Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ с ними не согласилась.
А теперь расскажем важные детали этого знакового дела, которое заметил портал "Право.ru". Мужчина и женщина жили вместе и вели общее хозяйство больше 35 лет, но отношения не оформляли.
В последние годы они жили в частном доме, а квартиру мужчины в городе сдавали. Несколько лет назад женщина вышла на пенсию, тогда же у нее обнаружилось тяжелое заболевание и ее признали инвалидом II группы. Вместе с дополнительной выплатой к пенсии она ежемесячно получала около 7000 рублей. Этих денег, по ее словам, ей не хватало, поэтому она жила на содержании своего гражданского мужа.
Выглядело это следующим образом. Мужчина перечислял на ее счет деньги, которые получал от арендаторов его квартиры. Но он умер. И тогда женщина обратилась к нотариусу для получения наследства, а параллельно подала заявление в суд, чтобы подтвердить, что была на иждивении гражданского супруга. А также попросила суд признать ее право собственности на его квартиру.
В суде гражданка рассказала, что с мужчиной больше трех десятилетий находилась в фактическом браке. Они вели общее хозяйство, а 9 лет назад она была прописана с ним в одном доме.
После того как она ушла на пенсию, и у нее обнаружили тяжелое заболевание, мужчина полностью содержал ее. Пенсии и доплаты за инвалидность ей не хватало для покупки дорогих лекарств и на ежедневные расходы. Деньги, которые перечислял ей гражданский супруг все последние годы и до момента смерти, были для нее основным источником существования.
Она предоставила суду кучу документов - сведения о размере пенсии и состоянии счета, средства на который перечислял ей покойный. Гражданка подчеркнула - так как является нетрудоспособной, не один год была на иждивении мужчины и жила совместно с ним, то она относится к наследникам по закону. Женщина сослалась на статью 1148 Гражданского кодекса РФ. А исходя из пункта 3 этой статьи, она - наследник восьмой очереди, так как других наследников нет.
Департамент горимущества подал встречный иск. По мнению чиновников, нет доказательств, что она была на иждивении, поэтому квартира - выморочное имущество. И по статье 1151 ГК такая недвижимость переходит в городскую собственность.
Райсуд встал на сторону чиновников. Документы гражданки не подтверждают того, что помощь со стороны собственника квартиры была постоянным и основным источником средств к существованию, записал суд и отказал женщине. С такой позицией суда согласились апелляция и кассация.
Но не согласился Верховный суд. Он указал на разъяснения Пленума ВС (от 29 мая 2012 г. N 9) "О судебной практике по делам о наследовании".
Там сказано, что, находящимся на иждивении может быть признано лицо, которое на протяжении года находилось на полном или частичном содержании покойного. Иждивенец может иметь другой источник дохода.
ВС сказал, что местные суды должным образом не дали оценку материальной помощи женщине со стороны "гражданского мужа", поэтому не могли определить соотношение между получаемым доходом - пенсия и выплата по инвалидности - и материальной помощью со стороны покойного. Поэтому ВС направил дело на новое рассмотрение, где квартиру женщине отдали.
Определение Верховного суда РФ N 5-КГ20-66-К2