Технические ткани под маркой IVCORE выпускают в промзоне, созданной в 1960-е годы. Она не похожа на достопримечательности Иванова - авангардные дома и краснокирпичные здания мануфактур. Но именно в этих цехах делают почти треть всех тентовых материалов в России. Продукцией завода - суммарно это 10 миллионов квадратных метров технического текстиля в год - можно застелить десятую часть города.
Из таких материалов шьют курьерские сумки, ими покрывают автоприцепы, навесы и палатки в парках и глэмпингах, ангары для складов и занятий спортом. Ткани с ПВХ-покрытием - это и маты в залах единоборств, и сноутюбинги. В стране ежегодно продается несколько миллионов "ватрушек", около 400 тысяч обернуто в ивановский спецтекстиль. Небольшие предприятия находят ему неожиданные варианты применения. Тентовый материал от IVCORE стал, например, основой для гидрокостюма и матраса для иммобилизации пациентов с травмами.
Об этом туристам рассказывают буквально у порога, рядом с огромными рулонами готовых тканей. На плазменном экране - емкое видео о предприятии, в руках у гостей - образцы. Можно наощупь отличить материал с односторонним и двусторонним покрытием, с основой из разреженного текстиля и ткани полотняного переплетения. Продолжение экскурсии - только с наушником, иначе все заглушит стук станков.
На сновальной машине одновременно вращается 400 бобин - полиэфирную нить перематывают на большую катушку (навой), с которой ее забирает ткацкая машина.
- В одном цехе у нас стоят обычные ткацкие станки, в другом - линия для производства основовязаного полотна: помимо основы и утка там есть еще третья, перевязочная, нить, которая соединяет их в местах пересечения, получается волнистая траектория. Полиэфирное волокно очень прочное и устойчивое к нагреванию, оно не садится так, как хлопок или лен, - пояснила ведущий инженер по качеству АО "Ивановоискож" Мария Молканова. - Но ткань все равно проходит предварительную усадку при 140 градусах. Примерно 10 сантиметров мы теряем на этом этапе, почти столько же - при обрезке кромки. От 2,7 метра ширины остается 2,5.
Рулон текстиля грунтуют, как стену перед поклейкой обоев, сушат в вертикальной печи (ее конструкция уникальна, так как для типовой в корпусе не хватало места). И, наконец, наносят смесь ПВХ - то, что определяет свойства готового материала. Он должен быть, к примеру, пожаробезопасным, морозостойким, устойчивым к плесени.
От оборудования гостей держат на расстоянии, достаточном для того, чтобы рассмотреть техпроцесс. Школьников интересуют зарплаты и график работы, взрослых - очистка воздуха. Все вредные вещества из вентиляции направляются на остаточный дожиг, так что в атмосферу не попадают, заверили на заводе.
За огромными аппаратами скрывается смешной миньон - по задумке рабочих ивановский художник превратил толстую трубу в героя мультика "Гадкий я". Другого автора попросили украсить соседний корпус в стиле советского авангарда. Потолочные балки оживляет композиция из шестеренок (по мотивам агиттекстиля) и лозунг "Цени рабочую минуту!". Довольны и персонал, и гости, которые не могут удержаться от селфи на таком фоне.
- Туристов принимаем только группами, через местные агентства. Среди посетителей как жители города, обычно школьники или студенты, так и приезжие. Нюанс в том, что в выходные - когда в Иваново прибывает основной поток гостей - наш завод, как и другие промышленные объекты, не работает. Договариваемся с теми, кто может приехать в пятницу на утренней "Ласточке": сначала - осмотр предприятия, потом прогулка по городу и музеям. Экскурсии водят наши сотрудники. Для приема группы нужно минимум четыре часа: полтора - на обход цехов и вопросы-ответы, остальное время - на подготовку пространства и уборку. Стационарный уголок с телевизором, вешалками, приемниками и наушниками будет мешать производству, - рассказала "РГ" руководитель отдела маркетинга АО "Ивановоискож" Анастасия Романова.
Визит на хлопчатобумажный комбинат "Шуйские ситцы" тоже возможен только в рабочий день и с группой (по записи на сайте предприятия, билет - 500 рублей, детям и пенсионерам - 250). Дело того стоит: фабрику считают одной из визитных карточек региона. Набивные ситцы в Шуе делают более 200 лет, нынешний корпус отделочного производства построен в конце 1980-х. О славном прошлом напоминают здания мануфактуры Посылиных рубежа XIX-XX веков из красного кирпича (сегодня они законсервированы), где выпускали знаменитые платки, остатки железной дороги (когда-то у многих крупных предприятий была своя ветка) и такие неочевидные детали, как металлические плиты пола - каждая весит не меньше 50 килограммов.
Было время, их здесь немного стеснялись, пока на экскурсию не приехали ветераны других текстильных фабрик: рассказали, что у них при банкротстве такие плиты сразу выворачивали на лом. Пол - зримое подтверждение тому, что предприятие всегда держалось на плаву.
"Шуйские ситцы" - комбинат полного цикла: в его составе прядильно-ткацкие, отделочная, швейные фабрики в разных городах Ивановской области. Маршрут для туристов проложили по самой доступной (от вокзала в Шуе - меньше километра) и зрелищной части производства, где идет отбелка, крашение, нанесение рисунка, заключительная отделка тканей и пошив готовых изделий.
Первый цех на маршруте - печатный. Туристы узнают, как наносили рисунок на ткань на дореволюционных ситценабивных мануфактурах (с помощью деревянных штампов - манер) и как эта технология превратилась в современную ротационную печать.
- На новой машине 12 сетчатых валов, а значит, можно нанести рисунок с 12 тонами. Это позволяет создавать эффект объемного изображения. Затем ткань в особой камере зреет при температуре 120 градусов, чтобы краска закрепилась. Когда-то рабочим приходилось заходить внутрь такой печи, чтобы что-то поправить. Сейчас все делается автоматически, - отметила гид- PR-менеджер ОАО ХБК "Шуйские ситцы" Елена Шияновская.
Окрашенная ткань красивым водопадом спускается в тележки - для гостей этот участок служит фотозоной. Трогать волны текстиля руками запрещено из-за статического электричества.
На фабрике есть и печатные машины старого образца, для полотен шириной до 80-90 сантиметров - на детские пеленки. Когда-то это была стандартная ширина для российской текстильной промышленности. И наши женщины мечтали об импортном постельном белье - без шва посередине простыни. Для плательно-рубашечных тканей удобная ширина - полтора метра, для постельного белья - 2,2. Переход на станки, которые позволяют выпускать такие ткани, стал первым шагом к импортозамещению. А в 2019-м, в рамках крупнейшего для отрасли инвестпроекта, на "Шуйских ситцах" запустили уникальную для России широкую линию гладкого крашения - это был настоящий прорыв.
Однотонное полотно, на котором не различить лицо и изнанку, сложнее в производстве. На нем виден любой дефект - будь то утолщения на нитях, разреженность или неравномерное окрашивание. Качество крашения контролирует сотня датчиков, установленных по всей длине линии - а это более 80 метров. Обслуживает ее всего два оператора.
На печать рисунка или гладкое крашение ткань попадает только после отбелки. Казалось бы, зачем наводить белизну, если затем полотну придадут насыщенный цвет? На экскурсии раскрывают и этот секрет, и многие другие. Суровье в буквальном смысле проходит огонь, воду и трубы (а точнее, тяжелые валы). Его опаляют, отмывают от шлихты - клеевого вещества, наносимого на пряжу, варят для усадки, обрабатывают перекисью водорода… Все для того, чтобы ткань не линяла и не давала катышков. После окраски ее еще раз прогоняют через усадочную машину и отглаживают под прессом (каландром), убирая мелкие неровности и пух. Процесс энергоемкий, и некоторые заказчики на нем экономят. Для собственных брендов фабрика прогоняет через каландр и премиальный страйп-сатин, и дешевый ситец.
Последний этап отделки - пропитка: масловодоотталкивающая - для скатертей, термозащитная - для спецодежды, антивирусная - для ткани "Капсула", которую разработали в первые месяцы пандемии Covid-19 для работы в "красной" зоне. Многоразовые комбинезоны для медиков востребованы и сегодня. "Антивирусные" лоскутки дарят туристам: с пожеланием здоровья и на память о тяжелом для всего мира периоде, который остался позади.
Готовую ткань проверяют на участке выбраковки самые внимательные и собранные сотрудницы фабрики. Отсматривают каждый метр.
Наконец можно приступать к пошиву. Часть комплектов шьется вручную - по запросу брендов. Но автоматические линии увеличивают производительность многократно, без потери в качестве. Опытная швея укладывается в 15-20 минут. Автомат выдает готовый комплект за 18 секунд. Умная машина и раскроит, и сострочит, вшив этикетку, и края подрубит - только успевай подхватывать и выворачивать наволочки да пододеяльники. Процедуру, от одной мысли о которой у иных домохозяек портится настроение, на фабрике превратили в аттракцион. Любой турист может поработать на вакуумном выворачивателе - нужно лишь крепко ухватиться за углы изделия и нажать педаль.
Ручной труд остается для отдельных операций: например, если в пододеяльнике предусмотрена молния или кнопки. Нужен он и на этапе упаковки. Чтобы аккуратно вложить комплект в маленький пакет, нужны очень умелые руки.
"Мы часто принимаем группы школьников и студентов, для них программа направлена на профориентацию. С лета 2023 года работаем со взрослыми туристами. Стремимся развеять миф "российское - значит некачественное" и показать, что шуйские ситцы подходят не только для постельного белья. Наши гости испытывают гордость за отечественных производителей и начинают понимать, из чего складывается цена хорошей ткани и готовых изделий", - пояснили на предприятии эффект от промышленного туризма.
В мастерской "Палехский иконостас" экскурсии проводят каждую неделю, иногда и по нескольку раз. Новая программа дополнила список достопримечательностей, которые и прежде привлекали туристов в поселок художников. Добираться удобно (от столицы региона - 65 километров, от Шуи - около 30), перекусить и прогуляться есть где: открыто несколько интересных музеев, все они так или иначе связаны с искусством. Палешане расписывали известнейшие монастыри России, сохранили традиции иконописи и возникший на их основе промысел - лаковую миниатюру. Сегодня местные мастера продолжают украшать храмы по всей стране и гостеприимно встречают всех, кому интересно не только культурное наследие, но и то, как оно рождается. Часовая экскурсия стоит 3500 рублей с группы от двух до 15 человек.
- Приезжают из Ивановской области, московского региона, Нижнего Новгорода… Часто бывают семьи - обычные, не воцерковленные. Мы строим рассказ исходя из потребностей конкретной группы. Кто-то хочет разобраться в духовной стороне культуры, кто-то - просто посмотреть, как делают резьбу и пишут лики. Среда - детский день: готовим стол с чистой палитрой, красками, тряпочками, чтобы ребята попробовали сами что-то прописать на доске. Иногда и взрослые просят у художников кисть. Правда, им ее дают только для фотографии, - улыбается художник и экскурсовод "Палехского иконостаса" Ольга Панфилова.
Предприятие, которое существует 27 лет, устроено как маленький комбинат. Здесь могут подготовить и воплотить эскизный проект для убранства церкви в целом, чтобы иконостас гармонировал с фресками, витражами и плиткой на полу, могут воссоздать разрушенные элементы интерьера (например, скульптурную пластику) или написать отдельные иконы. Дерево заготавливают сами, сами же производят сусальное золото - пресс для слитков купили в ковидные времена за счет субсидии на поддержание занятости сотрудников. На постоянной основе в мастерских трудится 150 человек, еще сотню привлекают на проекты - внушительный размах для райцентра, где около 4500 жителей.
Во все цеха и ангары заглянуть не получится. Но ключевые этапы работы покажут в деталях.
- По сути технология у нас старая, XVI-XVII века. Основа иконы - клееная доска из липы. Сзади - поперечные вставки из дерева другой породы. Древесину просушивают в специальной камере до уровня влажности 6,8 процента. Тогда, если будут соблюдаться условия хранения и эксплуатации, доску не выгнет. С помощью желатина на нее клеится серпянка - тонкая льняная ткань, похожая на мешковину с редким плетением. Она будет связующим слоем между доской и левкасом. Левкас и с виду, и по консистенции похож на 15-процентную сметану. Для его получения клей ПВС проваривается с техническим желатином, мелом и водой, - рассказала Ольга Панфилова.
Эту смесь наносят на серпянку в 25 слоев. В сумме они дадут всего миллиметр толщины. Первые слои после просушки выравнивают шлифовальной машинкой, последние - только вручную, брусками с наждаком. Под конец мастера берут бумагу с самым мелким зерном - нулевку - и работают в полутьме при настольной лампе. Свет должен падать под косым углом, чтобы на доске были видны мельчайшие неровности. Что не видит глаз - почувствует рука. На партию досок уходит две-три недели.
Если на иконе предполагается чеканка - выпуклый узор, то оттиск делают, пока левкас еще мягкий. Поверх наносят позолоту.
За общий рисунок отвечают два главных художника. Остальные реализуют их замысел артельно: одни пишут лики, другие - фигуры и одежду, фоны и орнаменты. Кто-то раскрывает (задает) основные цвета, кто-то делает пробелы (с ударением на о) - штрихами высветляет выпуклые части изображения, кто-то подписывает иконы или золотит нимбы.
- Разделение труда позволяет ускорить процесс и достичь единообразия, чтобы авторский почерк художника не бросался в глаза и иконостас смотрелся как одно целое. Стиль определяется заказчиком. Можно и в византийском написать, и в ярославском, и в палехском - с удлиненными фигурами, тонкими чертами лица, сочными радостными цветами и тончайшей чеканкой. Когда образ занимает большую плоскость, мазки наносим как бы рябью, жидко, оставляя ощущение воздуха. Этот прием используется во фресках Рублева и Дионисия, чтобы изображение сверху не давило на молящихся, - пояснила Ольга Панфилова.
В гостях у палешан можно посмотреть, как работают резчики и шлифовщики, доводя до ума заготовки, вышедшие со станка с ЧПУ. В закрытой камере на дерево наносят краску под золото. Позолотчики в прямом смысле оставляют в работе частичку себя: собирают тонкой мягкой кистью кожное сало со лба или щек, подхватывают ею невесомый листик золота и кладут на клей. Если надо увидеть погрешности - дышат на изделие, чтобы образовался конденсат (прием называется "хаканье", с ударением на первый слог). Там, где золото темнеет, делают латку.
Скоро в мастерской появится цех витражей. Один из сотрудников стал осваивать эту технику из любопытства, ему предоставили материалы для экспериментов - и вот уже в портфеле есть первый заказ. Кусочки цветного стекла скрепляются медной проволокой, затем делается более толстый стальной каркас. Если витраж большой, его укрепляют дополнительно: в вертикальном положении такие работы держатся хорошо, в горизонтальном положении - хрупкие.