Отметим, что до 2022 года транспортный узел на Волге практически не функционировал на протяжении 20 лет. Неоднократные попытки возродить порт оказывались безуспешны. Большая часть важных объектов предприятия перешла в частные руки, другая доля находилась в федеральной собственности. Добиться передачи имущества региону удалось в 2019 году после обращения в Росимущество губернатора Костромской области Сергея Ситникова. Уже в следующем году было подписано соглашение с инвестором из Санкт-Петербурга. На базе имущества порта создано акционерное общество, у региона сохранен блокирующий пакет акций. В результате всех усилий удалось возобновить работу порта. Сейчас идет поэтапное восстановление инфраструктуры предприятия.
- На сегодняшний день забетонированы открытые грузовые площадки для размещения сыпучих грузов, оборудована автомобильная весовая, восстановлена электроподстанция, подключено электроснабжение, чего раньше вообще не было. Чтобы обеспечить сохранность грузов и имущества, установлен забор по периметру предприятия, смонтирована система видеонаблюдения. Оборудованы административно-хозяйственные помещения. Приобретены фронтальные погрузчики для осуществления погрузок в автомобили, - рассказал "РГ" директор АО "Костромской грузовой порт" Дмитрий Урядников.
Работы по восстановлению порта ведутся с привлечением частного инвестора, который в рамках соглашения за два года уже вложил в проект порядка 100 миллионов рублей.
За два сезона костромской грузовой порт принял 60 судов и более 220 тысяч тонн грузов. Как подчеркнул директор предприятия Дмитрий Урядников, в 2023 году выручка в сравнении с 2022-м выросла почти на 70 процентов. Сейчас проект приносит прибыль. Деньги остаются в распоряжении предприятия и реинвестируются в развитие инфраструктуры. Так, в прошлом году на средства инвестора был приобретен погрузчик экскаваторного типа.
- Новый погрузчик может быстрее обрабатывать грузы. Благодаря новой технике расширяются возможности по выгрузке. Раньше мы могли разгружать баржи только до трех тысяч тонн, а для разгрузки более тяжелых судов нанимали технику. Теперь же собственным погрузчиком можем разгружать до пяти тысяч тонн. Транспортный комплекс сможет принимать более тяжелые баржи с грузом для предприятий региона, - пояснил Дмитрий Урядников.
В прошедшие сезоны костромской порт работал преимущественно на выгрузку. В основном через транспортный комплекс доставлялись сыпучие материалы для дорожного строительства, в частности гранитный щебень из Карелии. Благодаря активному использованию этого строительного материала качество дорожного покрытия в Костромской области значительно улучшается. Кроме того, доставка материалов речным путем дешевле примерно на 20 процентов, рассказал руководитель "Костромаавтодора" Александр Шведов. По воде за один рейс можно перевезти порядка пяти тысяч тонн грузов - это два-три железнодорожных состава.
- Где-то процентов 30 гранитных материалов мы получаем по воде. Экономически дешевле работать по воде, нежели завозить по железной дороге, - подчеркнул он.
В перспективе порт будет востребован для перевозки материалов при строительстве транспортного обхода Костромы. Сейчас прорабатывается вопрос об организации еще одной площадки порта на правом берегу Волги.
По словам Дмитрия Урядникова, сегодня инфраструктура грузового транспортного узла позволяет принять более 70 судов и свыше 200 тысяч тонн грузов в год. В планах - наращивание грузооборота с южными регионами России и зарубежными странами. Такую задачу ставит и губернатор Сергей Ситников.
- Осуществляем перевозки в Саратовскую, Волгоградскую, Астраханскую области. А также Дагестан, Туркменистан и Казахстан. Сегодня мы с ними связаны преимущественно автомобильным транспортом. Ставлю задачу - продумать заключение контрактов лесопереработчиками. Необходимо организовать бизнес-миссии, искать партнеров, прорабатывать вопрос возможности перевозки контейнерами, - отметил глава региона.
Как отмечают эксперты лесоперерабатывающей отрасли, использование речного транспорта - направление перспективное.
- На сегодняшний день продукция нашего предприятия перевозится преимущественно автомобильным и железнодорожным транспортом. Однако мы рассматриваем костромской грузовой порт как альтернативный способ отгрузки пиломатериала по воде, но с учетом консолидации нескольких отправителей, - прокомментировал коммерческий директор компании "Дом-Строй" Алексей Баранов.
Тем временем
В ближайшие месяцы до открытия навигации предприятие намерено совершенствовать материально-техническую базу и инфраструктуру. Так, здесь планируют приобрести и восстановить кран грузоподъемностью 27 тонн. Это позволит собственными силами обрабатывать штучные грузы, такие как контейнеры, упакованные пиломатериалы и тяжелые металлоконструкции.