Как ставропольские кинозалы сражаются за зрителей с онлайн-кинотеатрами

Новогодние каникулы оказались спасательным кругом для российских кинотеатров - по официальным данным, за первую неделю 2024 года кассовые сборы составили 5,8 миллиарда рублей, превысив допандемийные показатели на 38 процентов. На Ставрополье ситуация отражает эту общую тенденцию, но итоги месяца не равнозначны итогам за год. Местным кинопрокатчикам по-прежнему приходится не развивать бизнес, а выживать, борясь за зрителя, в том числе с клиентурой онлайн-кинотеатров. Причем главную ставку владельцы кинозалов делают не на помощь от государства, а на возрождение российских киностудий.
Несмотря на рост кассовых сборов и восторженные отклики зрителей, кинотеатры Ставрополья по-прежнему переживают непростые времена
Несмотря на рост кассовых сборов и восторженные отклики зрителей, кинотеатры Ставрополья по-прежнему переживают непростые времена / iStock

По данным минкульта РФ, основную часть доходов кинопроката за новогодние праздники - 95 процентов - обеспечили именно отечественные фильмы. Лидерами стали кинокартины "Холоп-2", "Бременские музыканты", "Три богатыря и Пуп Земли".

На Ставрополье кинотеатры, по словам руководителей, не выпадали из тренда: зрители были. Правда, по горячей поре судить о положении дел в бизнесе в целом они не рекомендуют:

В первую очередь зрителя привлекает семейное и детское кино. Лидеры проката - "Чебурашка", "Бременские музыканты", "Холоп-2"

- Январь - всегда хороший месяц в отрасли. По количеству зрителей, по выручке и вообще по всем показателям, - говорит директор кинотеатра "Этажи" в Ставропольском Доме культуры и спорта Андрей Свиридко. - Однако судить только по январю нецелесообразно. В первый месяц года может прийти три тысячи человек, а уже в феврале будет лишь 150. Выводить среднестатистическую цифру надо только годовую. 2023-й сложился в целом неплохо. Даже с учетом того, что наш кинотеатр небольшой: один зал и бар. Если бы было два зала, возможно, было бы еще лучше. Так приходится правильно распределять сеансы по времени, предсказывать, кто из зрителей на что может пойти. Но так мы проработали уже пять лет, набили свою клиентуру, поняли, в какой области надо работать.

Перед руководством небольшого однозального кинотеатра стоит удивительная для бизнеса задача: не только не потерять клиентов, но и не увеличить их число слишком резко: рассаживать будет негде. В остальном же, отмечает директор, работа идет так, что пока острой необходимости поднимать цены нет, что тоже помогает удерживать группу своих зрителей. Часто это дети и студенты: со школами и вузами идет активная работа, приходят классами. Тут большое подспорье - "Пушкинская карта".

Если в первое время некоторые предприниматели, владеющие кинобизнесом, со скепсисом относились к возможностям этого инструмента и считали его ресурс ограниченным, то спустя время, как говорит Андрей Свиридко, молодые люди по-прежнему расплачиваются "Пушкинской картой" за киносеансы.

По данным минкульта РФ, участниками этой программы по всей стране стали 10 миллионов детей, подростков и молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет. Количество учреждений, которые участвуют в проекте, приближается к 12 тысячам. Оплатить такой картой мож- но просмотр в общей сложнос-ти 472 тысяч произведений искусства. На Ставрополье "Пушкинкой" владеют 153 тысячи человек. В 2023 году они воспользовались ею, чтобы купить 350 тысяч билетов на разные мероприятия.

- Главная просьба к государству - не вставлять палки в колеса, - говорит Андрей Свиридко. - Когда закончилась пандемия, когда мы стояли закрытые полгода, тогда помощь была нужна. Но сейчас обороты растут. Задушить кинотеатры можно в один момент, а реанимировать придется долго. Сейчас нам просто нужно время: чем больше будет хорошего российского кино, тем больше будет зрителей. Поэтому можно сказать, от студий и кинопроизводителей зависит многое.

Со своим коллегой соглашается руководитель кисловодского учреждения "Дом культуры курорта", в котором работает кинотеатр "Союз", Артур Акопян. По его словам, сейчас выживание кинотеатров во многом зависит именно от того, какой продукт будут поставлять в первую очередь отечественные киностудии.

- Когда начали появляться наши, российские премьеры - люди заинтересовались. В первую очередь речь идет о семейном и детском кино, оно в основном привлекает зрителя. В прокат выходят красивые фильмы с хорошим актерским составом, бюджетами, сделанные профессионально. Среди них "Чебурашка", "Бременские музыканты", "Холоп 2" и другие, - говорит Акопян. - Если в прокат выходит хороший фильм - в кинотеатрах растет посещаемость, это закономерно. Человека невозможно заставить смотреть низкопробные киноленты.

Стоит отметить, что между выходом двух отечественных блокбастеров, ставших лидерами по кассовым сборам, - "Чебурашкой" и вторым "Холопом" - прошел почти год. Первый достаточно долго, почти несколько месяцев, делал кинотеатрам хорошую кассу. Второй еще идет в прокате и, несмотря на заявления о тотальном успехе, окончательные выводы делать рано.

Но что происходит в перерыве между подобными популярными лентами? Директора кинотеатров говорят, что дела идут не слишком радужно. Приходится выдерживать жесточайшую конкуренцию с онлайн-кинотеатрами, которые все больше демонстрируют успешные кейсы. Например, только за последний год несколько отечественных сериалов надолго оказывались в центре зрительского внимания из-за активного обсуждения в обществе. А это, в свою очередь, привлекало в онлайн-кинотеатры новых подписчиков, одновременно проредив посетителей кинозалов.

По словам Артура Акопяна, его учреждению пока проще в плане конкуренции - это единственный кинозал в Кисловодске. Но уже известно о планах построить в городе большой культурный центр с четырьмя кинозалами, и тогда придется придумывать новые бизнес-стратегии. Но пока работа идет.

- И кассу делаем без "серых схем" - мы по ним не работали, не работаем и не будем. Никаких "Аватаров" и чего-то подобного, не получившего официального разрешения. Только то, что есть у прокатчиков. Это вопрос принципиальный, - говорит Акопян. - Мы - законопослушные граждане, выполняем поручения министерства культуры и собственников. И я считаю, что в зарубежных фильмах сейчас нет ничего нового, чтобы человек мог прийти и сказать: "Я этого не видел". .

Мнение

Маргарита Васюнина, руководитель Департамента общественных финансов Финансового университета при Правительстве РФ:

- По сравнению с 2021 годом посещаемость кинотеатров и кинозалов возросла более чем на 200 процентов и превысила 90 миллионов зрителей. За первую неделю 2024 года кинотеатры посетило около 15 миллионов человек, обеспечив кассовый сбор на 30 процентов выше аналогичного показателя прошлого года.

Отмеченная динамика - результат влияния комплекса факторов: от ценовой политики и прокатного предложения до материально-технического оснащения кинотеатров. Бесспорно, существенным образом способствовала наполняемости зрительных залов реализация программы "Пушкинская карта".