Территория инноваций

Особые экономические зоны стали главным инструментом для быстрого открытия производства
В конце 2023 года Министерство экономического развития РФ и Северная столица подписали соглашение о включении в особую экономическую зону "Санкт-Петербург" новых земельных участков в промзонах "Парнас" и "Шушары". Ее площадь увеличилась почти в два раза и сейчас составляет 337 гектаров. О том, как развивается территория инноваций и почему такие проекты сегодня особенно важны, на деловом завтраке в редакции "Российской газеты" рассказала генеральный директор АО "ОЭЗ "Санкт-Петербург" Тамара Рондалева.
Тамара Рондалева: Конкурентные преимущества Петербурга помогают привлекать инвесторов.
Тамара Рондалева: Конкурентные преимущества Петербурга помогают привлекать инвесторов. / Святослав Акимов/РГ

Тамара Владимировна, что дает расширение территории под инновационные площадки городу и самому проекту?

Тамара Рондалева: Особая экономическая зона - на сегодня единственный инструмент для быстрого получения земельного участка и сокращения затрат на подготовку производства. При этом мы делаем ставку на высокотехнологичные предприятия, которые предполагают большие вложения. Для города это означает быстрое создание сложных производств и, соответственно, высокооплачиваемых рабочих мест.

Свободные земельные ресурсы необходимы ОЭЗ для создания дополнительных производственных площадей за счет бюджетных или кредитных средств. Инвесторы, которые не имеют возможности строить крупные предприятия, смогут взять площади в аренду в особой экономической зоне. Помимо готовой инфраструктуры, они получат налоговые и таможенные льготы. Это особенно важно сегодня, когда необходимо максимально заместить иностранных производителей, покинувших российский рынок. Время - главное условие для решения сложных экономических задач, и ОЭЗ максимально его сокращает.

А сколько времени понадобится на подготовку новых площадок в промзонах "Парнас" и "Шушары"? Какое количество резидентов там разместится?

Тамара Рондалева: Надо отметить, что мы долго к этому шли. Еще в 2019 году на Петербургском экономическом форуме было оглашено намерение расширить территорию ОЭЗ за счет дополнительных участков. Однако на их формирование, освобождение от предыдущих арендаторов потребовалось время. В 2023 году участки были сформированы, мы подготовили заявку и достаточно быстро, за четыре месяца, получили все согласования в Минэкономразвития России.

Еще в 2022 году нам выделили денежные средства на развитие площадки "Парнас". В марте этого года после проведения конкурсных процедур приступим к подготовке инфраструктуры. Предполагается, что там смогут работать семь резидентов. Один из якорных - "Балтийская промышленная компания" - уже анонсировал свой проект на "Парнасе" в прошлом году. Предполагаемый объем инвестиций - семь миллиардов рублей. Еще четыре инвестора будут рассмотрены на ближайшем экспертном совете, и останется место для трех компаний.

Проектирование площадки "Шушары" также начнется в первом квартале 2024 года после конкурсных процедур, на это мы получили 500 миллионов рублей. Площадка очень сложная, там торфяные почвы. Но любой участок можно сделать пригодным для производства. Вся инфраструктура будет готова в 2028 году.

Благодаря тому что Санкт-Петербург теперь может возвращать вложенные в ОЭЗ средства по Постановлению правительства РФ N 1119, все затраты будут возмещены городу федеральным центром за счет налоговых отчислений наших резидентов.

Петербург стал первым городом, возместившим расходы на развитие ОЭЗ из федерального бюджета. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом механизме. Как он помогает в развитии инфраструктуры для промышленности?

Тамара Рондалева: Средства, вложенные Санкт-Петербургом в развитие особой экономической зоны - а это создание инженерной, транспортной и таможенной инфраструктуры, - сейчас возвращаются в бюджет города. Налог на добавленную стоимость, который резиденты ОЭЗ платят в федеральный бюджет, перечисляется в городскую казну пропорциональными долями в течение нескольких лет. В этом году мы ожидаем 2,1 миллиарда рублей, которые также пойдут на развитие ОЭЗ. Это означает, что городу не придется использовать собственные средства на развитие инфраструктуры для промышленности. Она будет создаваться за счет налоговых отчислений наших инвесторов.

Какие направления деятельности резидентов наиболее динамично развиваются на площадках ОЭЗ? На какого инвестора вы ориентируетесь?

Тамара Рондалева: С самого начала нашими главными направлениями были фармацевтика, биотехнологии, микроэлектроника и медицинское оборудование. Петербург обладает серьезной научной базой по этим отраслям, большое количество вузов готовят профильных специалистов.

Время - главное условие для решения сложных экономических задач, и ОЭЗ максимально его сокращает

Сейчас многие регионы делают ставку на микроэлектронику, и мы также работаем с инвесторами этого направления. Рынок сегодня очень динамичный, конъюнктура меняется быстро. Уход зарубежных производителей, прекращающих работу в России, ставит перед ОЭЗ и промышленностью новые вызовы, которые мы принимаем. Если надо выпускать, к примеру, комплектующие для авиационной промышленности, инвесторы приходят с этим запросом. И с помощью такого инструмента, как ОЭЗ, за полтора-два года реализуют сложные проекты.

Это не только петербургские инвесторы?

Тамара Рондалева: Конечно. Сейчас российский инвестор не привязан к своему региону. Он выбирает то место, где быстрее сможет открыть производство. Ключевой фактор - кадровый потенциал. Если раньше мы считали, что преимущество в реализации проекта дают энергоресурсы и налоговые льготы, то сегодня самое важное - люди. Наши коллеги из других ОЭЗ стараются привлекать высококвалифицированные кадры, способные работать на сложном оборудовании. Но таких специалистов готовит ограниченное число вузов, и в Петербурге они есть.

Вы работаете с этими вузами?

Тамара Рондалева: У наших резидентов подписаны соглашения о сотрудничестве со всеми ведущими институтами и университетами города. Некоторые инвесторы открыли там свои кафедры, студенты третьего-четвертого курсов уже работают на производствах.

Какие еще тенденции в развитии особых экономических зон страны вы бы отметили?

Тамара Рондалева: Создание готовых промышленных площадей и помещений - основной тренд. Москва, Алабуга, Липецк, Тольятти - практически все ОЭЗ идут по этому пути. Готовой инфраструктурой, энергоносителями на границе участка уже никого не удивить. Резиденты хотят получить хорошие помещения свободной планировки, с достаточной инженерной подготовкой для размещения энергоемких сложных производств. И мы видим, что управляющие компании ОЭЗ могут строить такие объекты практически под любые предприятия.

Чем особая экономическая зона Петербурга отличается от других?

Тамара Рондалева: Как я уже сказала, в городе сконцентрировано множество вузов, которые готовят специалистов под потребности наших инвесторов. Кроме того, сам город своей привлекательностью для жизни и карьеры помогает нам в борьбе за кадровый ресурс. Привезти в Петербург любого специалиста гораздо проще, чем в самую красивую "кремниевую долину".

Нехватка кадров - главная проблема ОЭЗ в других городах и регионах, за исключением Москвы. У нас сверхпотребности в них нет. Но очень тревожит качество школьного образования: на мой взгляд, оно серьезно снизилось, при этом все говорят о высокой нагрузке на учеников. А профтехобразование надо начинать именно в школе. Поэтому мы сотрудничаем с уникальной 777-й школой Петербурга, которая специализируется на подготовке будущих инженеров. В этом году совместно с инвесторами будем разрабатывать программу профподготовки.

Что, по вашему мнению, может улучшить инвестиционный климат? Какая дополнительная поддержка необходима предпринимателям в изменившихся экономических условиях?

Тамара Рондалева: Наши инвесторы как раз просят, чтобы условия для работы в ОЭЗ были неизменны. Их устраивают действующие налоговые и таможенные льготы, которые позволяют максимально использовать весь потенциал. Но для реализации долгосрочных бизнес-планов необходима стабильность именно со стороны особой экономической зоны. Конечно, внешние факторы могут меняться. И наш инвестор уже достаточно "закален" кризисами и пандемией. Сегодня он выстраивает свои логистические цепочки таким образом, чтобы производство продолжало работать даже в случае форс-мажора. Ведь резидент берет на себя целый ряд обязательств перед городом. Поэтому все проекты в ОЭЗ тщательно рассматривает экспертный совет из представителей профильных комитетов правительства города, Фонда развития промышленности, банков, вузов.

Конечно, нам еще есть над чем работать. По сравнению с другими городами в Санкт-Петербурге самые дорогие энергоресурсы и земельные участки. У наших инвесторов нет такой льготы по социальным страховым взносам, как у ИТ-компаний, хотя их персонал стоит не меньше. Кстати, в ОЭЗ Китая наукоемкие предприятия получают больше всего преференций: единый социальный налог - нулевой процент, НДС - один-три процента, субсидирование НИОКР - 75 процентов. На мой взгляд, надо ориентироваться на эти показатели, если мы хотим привлекать китайских производителей.

Кроме того, нашим инвесторам необходимы долгосрочные контракты. Резиденты ОЭЗ готовы вкладываться в развитие сложных производств в любой отрасли, но им нужны гарантии, что продукция будет востребована. Эту проблему решают офсетные контракты, однако пока в городе заключен только один такой контракт.

Но, несмотря на сдерживающие факторы, у нас всегда есть стабильно высокий спрос на проекты ОЭЗ. Конкурентные преимущества Петербурга помогают привлекать инвесторов. Все вопросы мы решаем совместно с городом - в частности, плотно взаимодействуем с комитетом по промышленной политике, инновациям и торговле.

Ключевой вопрос

Сотрудничаете ли вы с инвесторами из дружественных стран?

Тамара Рондалева: Это одно из наших основных направлений развития сегодня. Как правило, мы подписываем соглашения о намерениях, проводим видеоконференции, к нам приезжают представители иностранных предприятий с презентациями своей продукции. Мы не только стараемся привлечь зарубежных инвесторов, но и помогаем своим резидентам найти контрагентов в Индии, Китае, Иране и других дружественных странах.

ОЭЗ заинтересована в том, чтобы резиденты производили больше продукции и налоговых отчислений для дальнейшего развития промышленной инфраструктуры как раз за счет их налогов.