А началось все с того, что семья Богучарских переехала из Ростова-на-Дону в дальний хутор Дубовой Белокалитвинского района: захотелось жить в частном доме, на земле. Ирина была в декретном отпуске: только что родилась младшая дочь. Муж пытался найти работу по специальности, но в ближайшей школе не было вакансии. Занялся выращиванием малины, посадил тысячу кустов, но все, увы, погибли. У сугубо городских жителей не было никакого опыта земледелия.
- Стали думать, как зарабатывать, - вспоминает Ирина. - В хуторе в основном остались бабушки, а что умеют бабушки? Вязать носки. И мы решили предложить бабушкам вязать, а сами стали бы продавать их продукцию через соцсети.
Но кого сейчас удивишь носками? Шерстяных изделий на рынке предостаточно. Ценятся изделия из льна, но их тоже много. А вот о конопляных и крапивных вещах многие даже не слышали. Найти сырье оказалось непросто. Нитки из конопли заказали за границей. И вскоре первые носки были готовы.
Почему же выбран такой экзотический вид рукоделия?
- Производство одежды из конопли для нашей страны не экзотика, наоборот, исконная традиция, - утверждает Ирина. - У историка Стромилова Николая Семеновича я нашла информацию, что земледельцы Великой равнины России еще в доисторические времена выращивали коноплю. При раскопках Старой Ладоги VII - IX веков находили зерна конопли и веревки из нее. Коноплеводство переживало свой расцвет при Петре Первом. Им занимались в 72 губерниях, и к началу XX столетия посевы составляли 835 тысяч гектаров. Большая часть продукции поставлялась за границу: в Англию, Голландию и прочие морские державы - такелаж их флота на 90 процентов состоял из русского пеньковолокна. СССР занимал первое место в мире по количеству конопляных посевов и производству пеньковолокна: 966 тысяч гектаров (в 1928 году).
Богучарские ведут сайт, где публикуют статьи об истории коноплеводства в России, приводят этнографические факты, упоминания конопли и крапивы в фольклоре.
Изучили, конечно, и нынешнее положение дел в отрасли. Сегодня коноплеводством занимаются лишь несколько крупных промышленников. Техническую коноплю выращивают примерно на 15 тысячах гектаров. В основном семечка перерабатывается на масло для производства продуктов питания и косметики.
Из наиболее крупных можно выделить коноплеводческие предприятия в Пензенской, Ивановской, Новосибирской, Курской, Челябинской и Нижегородской областях, а также в Мордовии. Быстрее всего в нашей стране развивается производство продуктов питания из конопли. Масло и ядра конопли - очень полезный продукт. Его уже знают и применяют приверженцы ЗОЖ.
- Мне нравится изготовление вещей на заказ, - говорит Ирина. - Сейчас можно заказать не только носки, но и рубашки, платья, брюки, шорты, детскую одежду и головные уборы из конопли и крапивы. Дополнительно стали выпускать мыло на конопляном масле, крем и бальзам для губ.
- Мы с мужем не стали засевать поля коноплей, так как не понимали, где перерабатывать растения. Завод должен находиться в непосредственной близости от поля, иначе работа не окупится. Да и опыт с малиной показал, что мы далеки от фермерства.
Начали с изготовления конечного продукта, чтобы понять спрос. Сырье закупили уже готовое. Производство небольшое. Одежда изготавливается по фигуре клиента, который выбирает цвет и фасон.
- Маркетплейсы отпадают сразу. Мне не нравится идея массового производства. Человеку не нужно столько вещей, сколько пытается ему втюхать общество потребления. Пусть это будут две-три, но очень качественные вещи. География заказов обширна - вся Россия. За границу сейчас отправок почти нет, слишком уж я намучалась с посылкой в Данию в апреле 2022 года, которую почта этой страны держала у себя почти полгода. Правда, недавно посылали заказ клиентке в Турцию, постоянно отправляем в Беларусь. А недавно меня озадачил русский клиент из Южной Африки, ищем решение, как туда доставить.
Постоянной стационарной торговой точки или магазина пока нет. Ирина предпочитает онлайн-формат.
- До этого проекта я работала в рекламе, поэтому успешно занимаюсь продвижением в соцсетях. Участвуем в выставках, ярмарках, тематических фестивалях, - объясняет она. - Первые год-два мы жили очень скромно. Выходило около 20 тысяч рублей в месяц на семью из четырех человек, но в хуторе жить дешевле, и нам хватало. Всю прибыль вкладывали в проект. Сегодня прибыль достойная. Цены на продукцию разные, но изделия, понятно, недешевые. Есть, например, браслет - он стоит 200 рублей. Юбка, майка - от двух до семи тысяч.
Богучарские носят только свои изделия. Супруги убеждены, что одежда из конопли живая и лечебная. По словам Ирины, она выполняет свою главную функцию - защитную, так как практически полностью задерживает ультрафиолетовое излучение (хлопок - лишь на 30 - 50 процентов, лен - на 60 - 70). Пористость волокон конопли позволяет ткани лучше впитывать влагу, а телу - дышать во время сильной жары, сохраняя прохладу.
А еще конопляный текстиль обладает мощными бактерицидными свойствами, гипоаллергенностью, поддерживает тело при физических нагрузках, оказывая болеутоляющее и успокаивающее воздействие.
Эта культура, по мнению Богучарских, забыта незаслуженно. Помимо волокон стебля, которые используются для текстиля, важны и другие части растения. Из семечек давят масло, получают легкоусвояемый протеин. А древесная часть - костра - применяется в строительстве, причем такие конструкции регулируют влажность и теплоотдачу и ценятся за прочность. Бумагу, изготовленную из конопли, можно пускать в переработку до семи раз, она не желтеет. С гектара конопли получают до семи тонн высококачественной целлюлозы.
- Наверняка были трудности с легализацией выращивания растения, снискавшего дурную славу? - спрашиваю Богучарскую.
- Дурная слава конопли - это навязанное мнение. Чтобы ослабить Россию, важно было провалить всю предшествующую деятельность отрасли. Конопля - сильный конкурент нефти. Из нее можно делать все, что делают сейчас из нефти, - утверждает Ирина. - Под давлением американских промышленников в 1961 году Конвенция ООН объявила коноплю наркотиком, СССР тоже ратифицировал эту конвенцию. Был ужесточен регламент промышленного возделывания культуры, и посевные площади сократились.
Окончательный удар российскому коноплеводству нанесло постановление N 695 от 12 июня 1987 года "О запрещении посева и выращивания гражданами масличного мака". Его действие распространялось и на коноплю. В результате посевы сократились до 2000 гектаров к 2011 году. Лишь с 2002 года началось финансирование селекции безнаркотических сортов конопли. 20 июля 2007 года вышло постановление правительства РФ, которым были разрешены к выращиванию безнаркотические сорта конопли, включенные в Государственный реестр селекционных достижений.
- Я не могу полноценно рекламировать то, что произвожу, - говорит Богучарская. - Таргет-реклама не пропускает слово "конопля". Даже при оформлении кассового аппарата мне отказали в регистрации, и только после заявления, что буду обращаться в Федеральную антимонопольную службу, мою заявку пересмотрели и извинились.
Еще одна проблема - сырье, пригодное для изготовления одежды. Все сырье заграничное. Богучарская ищет также остатки советских тканей, произведенных еще в 1930 - 1950-е годы, из них удается шить панамы. Эти отрезы, по словам Ирины, очень дорогие, но с ними не сравнится по качеству ни одна современная заграничная ткань.
Татьяна Сухорада, заведующая лабораторией селекции и первичного семеноводства конопли Национального центра зерна имени П. П. Лукьяненко, доктор сельскохозяйственных наук (на выступлении 2019 года):
- Наш институт ведет селекцию конопли с 1937 года. Ежегодно наши поля проверяли Госнаркоконтроль и МВД. Уборочной техники нет, собираем вручную. У конопли масса полезных свойств, в том числе лечебных, но изучать их нам не позволяют различные постановления. Мы с этим боремся. Сегодня на повестке дня - программа государственной важности: формирование независимости России. Ее можно достигнуть, возродив высокодоходную сельскохозяйственную культуру.