Ход с театрализацией кино становится на Таганке традицией (Юрий Муравицкий ставил здесь версию фильма Кустурицы "Черная кошка, белый кот"). В 30-е годы нечто подобное тоже случалось. Скажем, Ильф, Петров и Катаев сочинили сценарий "Под куполом цирка", но кинорежиссер Александров его сильно перекроил. Тогда соавторы сняли свои имена из титров, а сценарий отдали в московский Мюзик-холл (булгаковский театр Варьете). Их версия с успехом шла на сцене, пока фильм "Цирк" бил рекорды кинопроката.
Кинолента "Веселые ребята" снималась в 1934-м, когда немое кино сменялось звуковым. Но звуковых киноустановок в СССР было мало, фильмы делались в двух версиях - со звуком и с титрами. Немой вариант музыкальной комедии - это, конечно, нонсенс. И постановщик Денис Азаров это обыгрывает: титры на кулисах иронически комментируют действие. Ряд кадров был сделан методом транспарентной съемки, действие снимается отдельно, фон отдельно. Спектакль обыгрывает и эту старинную технологию: на заднике сменяются рисованные декорации (художник Алексей Трегубов).
Текст сценария Григория Александрова, Николая Эрдмана и Владимира Масса сохранен. Инсценировка Азарова разбавляет его рядом элегических сцен, следуя за музыкой Максима Дунаевского, например, изображается опустевший курорт в начале осени.
Максим Дунаевский не стал соперничать со своим великим отцом. Музыка его даже не стилизована под тридцатые, это мелос конца ХХ века, своего рода мостик в наше время. До заразительности мегахитов Исаака Дунаевского эта музыка не дотягивается, но лирические сантименты передает хорошо.
Ряд куплетов и стихотворных вставок, в частности, дуэты Часов (Александра Хованская) и Месяца (Иван Коряковский), написали Вадим Жук и актер театра Павел Лёвкин (он играет дирижера Фраскини). Куплеты хороши, когда их удается расслышать.
Главная героиня - домработница Анюта (Дарья Авратинская). Ирина Апексимова трактует ее как Золушку. Но главное в Золушке - не прыжки по социальной лестнице, а связь с домашним очагом (золой и пеплом). А Анюта живет в чужих людях и все второе действие скитается без крова. При этом героиня Авратинской так и не выходит из амплуа скромницы. И всюду таскает с собой звено забора из трех дощечек - эмблему своей застенчивости.
Музыка Исаака Дунаевского непроста. Недаром он был другом Шостаковича, самого острого и гротескного композитора своей эпохи. И сам мог дерзко использовать, например, в полярной оперетте "Туда, где льды" знойные ритмы кубинской хабанеры.
История создания фильма "Веселые ребята" не была идиллической. Сценаристов Эрдмана и Масса арестовали прямо во время съемок в Гаграх. В спектакле этот скрытый драматизм нет-нет да и прорывается.
Стадо Кости Потехина изображают актеры в костюмах уличных аниматоров-животных. Некоторые сцены решены так, что становится жутко, как у Гоголя: "А следом баранья голова с верхушки дерева. Страшно стало деду, а птичий нос, баран и медведь все за ним повторяют... Да из-за горы какая-то харя выглядывает, глаза красные, нос, как мех в кузнице".
Во втором действии те же актеры перевоплощаются в музыкантов потехинского оркестра. И тоже диковатых: глухой барабанщик, шепелявый певец, два истеричных спорщика с еврейским апломбом и одесским акцентом, и все в лохмотьях после драки (элегантно поставленной Вячеславом Рыбаковым).
Все правильно: и деревенские пастухи знаются с нечистой силой, и ремесла духовного пастыря и дирижера лежат рядом. Правда, Потехин (Павел Комаров) - вожак тут не слишком харизматический. Но герой вполне симпатичный.
Блистательно решен финал, где по лестнице условного Большого театра дефилируют герои разных эпох: матросы, бояре, балерины, красноармейцы, стюардессы, гусары, полярники, доктора, профессора и медицинская сестра. Настоящий имперский апофеоз. В целом же зрелище получилось не так чтобы большой руки, но занимательное и с почтением к классике.