ВС РФ объяснил, когда нельзя выселять граждан из дома, который стоит рядом с газопроводом

Сложную житейскую ситуацию изучил Верховный суд РФ. Семья в Сибири построила дом слишком близко к газопроводу.
Верховный суд подчеркнул: лишение семьи единственного жилья - нарушение Конституции.
Верховный суд подчеркнул: лишение семьи единственного жилья - нарушение Конституции. / Сергей Михеев

Местный суд обязал дом снести, но не учел, что в нем прописаны муж, жена и ребенок. Тогда местная газовая фирма потребовала в суде их выселить. Три инстанции сослались на Гражданский кодекс и единогласно поддержали требования. Но Верховный суд их поправил, разъяснив, что лишить дома можно только на основании жилищных норм. А жилье у семьи оказалось единственным.

С расширением жилищного строительства подобные ситуации, говорят юристы, встречаются все чаще. А теперь расскажем о деталях спора, который заметил портал "Право.ru".

Итак, в Томске газовая компания выяснила, что дом одной семьи стоит слишком близко к газопроводу. Минимальное разрешенное расстояние от постройки до трассы - 150 метров. Специалисты же насчитали 119,5 метра. Они попросили супругу, на которую оформлена недвижимость, снести дом, но та отказалась. Компания пошла в суд. Там газовики заявили, что по статье 28 закона о газоснабжении ("Правовое регулирование землепользования при строительстве и эксплуатации объектов систем газоснабжения") владельцы участков не могут строить здания в пределах минимальных расстояний до объектов газоснабжения. То есть пара не имела права возводить дом в этом месте. И разрешения у семьи не было.

Районный суд согласился с газовщиками и принял решение о сносе дома. Собственницу обязали сделать это за свой счет. Но так как дом был жилой, пристав запросил данные о зарегистрированных в нем людях и выяснил, что в нем уже не один год прописаны супруги и их дочь. Значит, снести дом нельзя.

Пристав закрыл производство, а местным газовщикам разъяснил, что они могут идти в суд с требованием о выселении семьи из самовольной постройки. На новом суде газовщики заявили, что решение о сносе дома вступило в законную силу. А проживание семьи мешает его исполнить. Газопровод - опасный объект, жить так близко к нему нельзя. Поэтому они просят суд выселить семью.

Райсуд так и сделал. Он посчитал, что по статье 304 ("Защита прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения") и статье 305 ("Защита прав владельца, не являющегося собственником") Гражданского кодекса фирма, как владелец газопровода, вправе требовать выселения семьи. Права организации нарушены, так как судебный акт о сносе постройки не исполнен.

Поэтому суд согласился выселить семью. И апелляция, и кассация не возразили. Тогда семья пошла в Верховный суд РФ. А он пересмотрел спор о сносе дома и вернул его на новый круг

Судьи ВС заявили, что это жилье для семьи - единственное, снятие с регистрации нарушает их права. А право на жилище гарантируется статьей 40 Конституции РФ.

ВС добавил, что основания и порядок выселения граждан должны определяться федеральным законом, только на их основании суд может лишить гражданина права на жилище. Так сказано в статье 55 Конституции РФ.

При вынесении решения о выселении семьи местным судам надо было руководствоваться Жилищным кодексом. А суды ошибочно ссылались на нормы Гражданского кодекса.

Юристы говорят, что такой же подход был озвучен в Постановлении Пленума N 14 от 2019 года "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации".

Эксперты замечают, что практика выселения граждан из таких домов существует, и она остается противоречивой. Некоторые суды, как в этом деле, решают выселить жильцов, другие, напротив, встают на их защиту. Но по общему мнению экспертного сообщества, разъяснения ВС по этому спору исключительно важны для практики, так как помогут судам определиться и сформировать единую позицию в подобных спорах.

Определение Верховного суда РФ N 88-КГ20-5-К8.