С инициативой выступила группа депутатов Госдумы. Эксперты давно отмечают: реклама в видеоиграх становится все более навязчивой. Мешает играть людям. Иногда ролики становятся настоящей пыткой: сначала не дают начать, пока не просмотришь все ненужное, а потом обрывают игру на самом интересном месте. И опять идет бесконечный поток ненужного контента.
"На текущий момент индустрия видеоигр практически не урегулирована на федеральном уровне", утверждают разработчики проекта.
В телепрограммах и телепередачах, а также в радиопрограммах и радиопередачах установлены соответствующие ограничения, в том числе и применительно к детской аудитории, продолжают инициаторы. Также Законом "О рекламе" урегулированы отдельные вопросы рекламы в интернете.
"Однако с развитием технологий и ростом доступа детей к электронным устройствам (смартфоны, планшеты, игровые приставки) индустрия видеоигр набирает все большую популярность, в том числе посредством использования приложений для таких устройств, - рассказывают авторы проекта. - Очевидно, что современные дети проводят несоизмеримо больше времени за использованием приложений для электронных устройств, чем за прослушиванием радиопередач".
К тому же, по словам экспертов, сегодня получила распространение модель "бесплатная игра", когда игрок не платит за игру, но ему приходится смотреть рекламу.
"При этом количество, продолжительность и содержание предлагаемой к просмотру рекламы никак не урегулированы", подчеркивают разработчики проекта.
В СМИ рассказывают, что в особо увлекательных играх можно нарваться даже на рекламу мошенников. По сайтам гуляет некая страшная история, как одна бабушка играла в бесплатную игру на телефоне - складывала кубики. В самый жаркий момент ее и подловила реклама некой инвестиционной компании, предлагавшей приумножить ее средства. Увы, теперь у бабушки нет денег. Закон жизни: кто просит ваши деньги, чтобы заняться их умножением, на деле хочет с ними скрыться. Но об этом законе в рекламе в видеоиграх, к сожалению, не рассказывают.
Проект предлагает исправить положение. Взрослых игроков не будут утомлять нескончаемыми роликами. А для детей введут особую защиту.
"В отношении видеоигр для детей предлагается установить дополнительное ограничение, чтобы реклама соответствовала той же возрастной категории детей, на которую рассчитана сама видеоигра", - рассказывают разработчики проекта.
Это значит, например, что в детских играх не должна появляться не только реклама алкоголя, но и, скажем, биологических активных добавок. Не место там и рекламе букмекеров.
"Предлагаемые законопроектом нововведения позволяют сохранить адекватный баланс, когда видеоигра может по-прежнему распространяться условно бесплатно и включать демонстрацию рекламы, но ее продолжительность и количество будут разумно ограничены, а дети будут защищены от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", полагают разработчики документа.
Представители Ассоциации юристов рекомендовали разработчикам рекламы перед выпуском анализировать ее на предмет соответствия закону. Например: в рекламе запрещено выставлять в негативном свете конкурентов, использовать бранные слова и, что особо важно, лгать.
"За нарушение законодательства о рекламе предусмотрена административная ответственность, - рассказала член АЮР, доцент Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Елена Гринь. - По общему правилу организации может грозить штраф до 500 000 рублей. Однако за отдельные виды нарушений штраф может составить до 6 млн рублей".
Юристы советуют жаловаться на нарушения в рекламе в прокуратуру, Федеральную антимонопольную службу и Роспотребнадзор. В случае принятия законопроекта пожаловаться можно будет и на ролик в видеоигре, затянувшийся на целых шестнадцать секунд. Зафиксировать слишком долгую рекламу можно будет с помощью нотариуса. Елена Гринь подчеркивает: в первую очередь реклама должна быть добросовестной и достоверной. "Прежде всего в рекламе нельзя очернять конкурентов, даже завуалировав их наименования, - продолжает член АЮР. - Если товар сравнивается с товарами других производителей, например, используются такие термины, как "лучший", "первый", следует указывать ссылку на соответствующий рейтинг. Запрещено сокрытие или искажение информации в рекламе, использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений".