В Шостакович Опера Балет прошла премьера "Евгения Онегина"

В год своего 225-летия светоч русской поэзии Александр Сергеевич Пушкин с легкой руки режиссера-постановщика Георгия Исаакяна предстал на сцене Самарского театра оперы и балета не только автором классического текста, но и "героем" оперы.
Графичность сценографии контрастирует и подчеркивает богатую палитру музыки и голосов.
Графичность сценографии контрастирует и подчеркивает богатую палитру музыки и голосов. / Пресс-служба Самарского театра оперы и балета

Действие разворачивается среди рукописей и рисунков поэта. Графические профили на полях и рукописный текст заполняют весь задник сцены. А ее внутреннее пространство задекорировано стеллажами библиотеки, в которой и живет эта классическая история. По ходу действия рисунки перетекают на сцену в образы артистов - графика балета, а книжные шкафы обозначают то очертания усадьбы Лариных, то пышные здания Петербурга, то колонны бального зала... Пушкинский текст, таким образом, становится полноправным героем спектакля.

Напомним, что опера "Евгений Онегин" была написана в 1878 году и сразу получила широкое признание. Еще при жизни Чайковского ее с триумфом исполняли в городах России и за рубежом. Зрителей привлекала глубина воплощенного в опере сюжета и удивительная красота музыки, в которой, без сомнений, и мелодичные отголоски вновь и вновь об этом напоминают, отражалась вся русская душа и культура.

"Евгений Онегин" - это огромная вселенная, путешествие, которое не может закончиться, но в котором хочется быть достаточно долго. Это мир русского языка, русских стихов и поэм, сказок, это то, в чем мы все время существуем, способ, которым мы мыслим и познаем мир, - поделился лауреат Госпремии РФ, худрук Московского детского музыкального театра имени Н.И. Сац Георгий Исаакян. - Для нас с Вячеславом Александровичем Окуневым, выдающимся художником, с которым мы придумывали этот спектакль, было важно поговорить со зрителем о том, что известная по школьной программе формула об энциклопедии русской жизни - на самом деле очень живая вещь. И нам очень хотелось, чтобы каждый зритель узнал в какой-то момент спектакля себя в том или ином из своих возрастов, в каком-то из моментов своей жизни".

Кстати, это уже вторая версия "Онегина" в постановке Исаакяна в Самаре, разное прочтение и преломление на сцене и в музыке. "Я благодарен Самарскому оперному театру за такой подарок. Идея спектакля в том, что мы носители русской культуры, люди книг, литературы, текстов, - размышляет Исаакян. - Сначала наши родители читают нам стихи Пушкина. Потом мы учим их в школе. А после уже сами читаем своим детям. Этот мир русского языка, стихов, поэм, сказок - то, в чем мы существуем, как познаем мир".

С непростой задачей самарский театр в кратчайшие сроки справился блестяще. "Сегодня наша оперная труппа обогатилась новыми голосами, много новых лиц и в хоре. Для них это первая работа над полноценной постановкой "Онегина", потому что до недавнего времени театр мог предложить только полуконцертное исполнение этого шедевра. Работа с таким мастером, как Георгий Исаакян, да еще в одном из его самых сильных спектаклей, - это мечта любого вокалиста. И дело даже не в том, как он умеет "раскрыть" каждого артиста с содержательной стороны, а в том, что именно в этом своем спектакле Георгий Исаакян, как мне кажется, очень близок духу пушкинского романа в стихах. Именно такой постановки заслуживают наш театр, наши артисты и неравнодушная публика", - рассказал худрук театра и дирижер-постановщик Евгений Хохлов.