Географически строящийся терминал расположен крайне удобно. У него есть прямой выход на Приморское кольцо, в отличие от порта в Балтийске. Дороги, ведущие из последнего, значительно хуже, а их пропускная способность ниже. Поэтому любая возможность по улучшению логистики воспринимается калининградским бизнесом на ура.
- Этот порт с точки зрения логистики может быть интереснее Балтийска. Регион уже построил дорогу, которая ведет прямо на федеральную трассу. Поэтому логистические перспективы есть. К сожалению, пока рано говорить о сроках окончания строительства. Федеральный заказчик и подрядчики говорили о лете 2024-го. Надеемся, что к концу года объект сдадут. Терминал в любом случае будет построен, поскольку есть прямое поручение президента страны, - прокомментировали в правительстве Калининградской области.
Несмотря на то что между Калининградской и Ленинградской областями курсируют на постоянной основе около 20 судов, путаница с грузопотоками по-прежнему возникает. Главная проблема, убеждены эксперты, в отсутствии приоритетов, из-за чего накатная техника и, например, насыпные грузы находятся в одной очереди.
- Если коротко, то новая логистическая цепочка "производитель - фура или вагон - порт - море - порт - калининградский трейдер" еще очень далека от нормального режима работы. Паромные перевозки по-прежнему нестабильны и дороги. Настораживает также частота, с которой суда, только вышедшие на линию, вновь отправляются в ремонтные доки, - рассказал вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Калининградской области Олег Чернов.
В этом сезоне российские контрагенты отказывались даже тратить время на паромную бронь в калининградском направлении из-за огромных очередей, вызванных затянувшимся ремонтом судов. Приходилось в срочном порядке переориентировать ранее сформированные заказы на сухогрузы и доставлять товары через питерский порт, неся расходы за простой вагонов и переориентацию фур, добавил эксперт.
После сдачи терминала в Пионерском туда можно будет передислоцировать все ролкеры для накатной техники. Учитывая, что такой способ грузоперевозок по-прежнему является основным для Калининградской области, бизнес уже готов замкнуть свою логистику на новый порт.
Пока технический запуск запланирован на март 2024 года, однако многое зависит от подрядчика и погодных условий в регионе. Власти уже неоднократно выставляли претензии на общую сумму 1,7 миллиона рублей за срыв сроков контракта. Суд своим решением снизил планку до 350 тысяч рублей. Однако дело не столько в деньгах, сколько в завершении строительства многострадального объекта.
- Мы находимся в диалоге с генподрядчиком. В марте он планирует принять первые паромы в техническом режиме. Сам терминал, включая морской вокзал, будет готов позже. К весне соответствующую работу наладят и таможенные органы, - пояснил вице-премьер правительства региона Александр Рольбинов.
Стройку замедлило и громкое уголовное дело в отношении прошлого подрядчика. Расследование Западное межрегиональное следственное управление на транспорте СКР завершило только в середине декабря прошлого года.
Строительство началось еще в 2018-м, все работы компания обещала выполнить за 7,4 миллиарда рублей. Но уже в 2019 году стало ясно, что с объемами не справляются: подрядчик хронически отставал от графика, за что получал штрафы со стороны заказчика. Осенью того же года контракт расторгли, а в отношении фирмы возбудили уголовное дело.
По версии следствия, подрядная организация еще в 2017 году заключила госконтракт с Росморпортом. Тогда же фирме перечислили аванс 3,6 миллиарда рублей. При этом за два года порт в Пионерском построили лишь на 27 процентов. Стоимость выполненных работ эксперты оценили в два миллиарда рублей. 1,6 миллиарда недосчитались.
Уже позднее следователи выяснили, что поступившие от Росморпорта деньги мошенники прогоняли через аффилированные компании. Затем часть средств переводили на счета фирм-"однодневок", зарегистрированных в Самарской области. Когда удалось собрать достаточно доказательств, руководителей подрядной организации арестовали и возбудили в отношении них уголовное дело за мошенничество, совершенное группой лиц в особо крупном размере. Сейчас его рассматривает суд.
В итоге власти региона и руководство Росморпорта решили заключить сразу два новых контракта. По первому за 8,5 миллиарда рублей сейчас активно достраивают сам порт. Параллельно на стройплощадке работает вторая компания: за 2,2 миллиарда рублей она возводит здание пассажирского терминала, антенно-мачтовые сооружения, объекты транспортной безопасности и прокладывает ливневую канализацию.
На контейнерную линию Калининград - Санкт-Петербург вышло новое судно "Сормовский-3063". Всего теплоход может перевозить 68 контейнеров, 56 из которых - большие 40-футовые, а оставшиеся 12 - стандартные 20-футовые. Параллельно на линии работают суда "Зеленоградск" и "Янтарный", которые компания-перевозчик закупила летом прошлого года благодаря господдержке. Помимо контейнеров, они также перевозят генеральные грузы.