31.01.2024 10:24
Поделиться

Спутниковый контроль за лесовозами не вызовет шоковой реакции в сфере ЛПК

В Архангельской и Ульяновской областях за работой лесной техники проследят спутники. Всю лесовозную и даже лесопожарную технику здесь начнут контролировать из космоса - оба региона выбраны пилотными для подключения к российской спутниковой системе навигации транспорта "ЭРА-ГЛОНАСС". Эксперимент начнется весной 2024 года.

Причем аргумент предпринимателей "а у нас связь не ловит" останется в прошлом, так как вне зоны Сети специальное устройство сможет автоматически сохранять во внутренней памяти всю информацию о передвижении лесной техники, а сам навигационный пакет будет храниться в государственной базе данных три года.

Новые правила усилят контроль государства за вырубкой и продажей леса: как рассказали в Рослесхозе, спутниковые данные будут интегрироваться с недавно созданной федеральной информационной системой лесного комплекса.

- Архангельская и Ульяновская области выбраны в качестве пилотных, поскольку первыми начали работать в единой информационной системе лесного хозяйства, которая объединяет в себе сведения Государственного лесного реестра, то есть содержит документы о лесах, их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах, а также собирает информацию об учете древесины и сделках с ней, - сказал глава Рослесхоза Вячеслав Спиренков. - Отработав механизмы интеграции в двух регионах, полученный опыт можно будет транслировать по всей стране. В итоге мы реализуем задачу полномасштабной цифровизации отрасли.

В ведомстве также уточнили, что с 1 января 2025 года использовать лесопожарную и лесозаготовительную технику без средств навигационного контроля в России запретят вообще. Отмечается, что информация от транспортного средства через систему "ЭРА-ГЛОНАСС" будет передаваться при движении машины каждые 15 минут или каждые пять километров. Если же машина находится на стоянке, то данные будут "сниматься" каждые два часа.

В список передаваемой информации вошло более десяти разного рода параметров. Так, будут отслеживаться номер транспортного средства, его скорость, категория техники и вид топлива, на котором она работает. Будут передаваться данные о том, нажата ли тревожная кнопка, не вскрывался ли корпус аппаратуры спутниковой навигации, а также когда включалось и выключалось зажигание.

В итоге лесной бизнес будет у государства как на ладони - станет прозрачным и легальным.

- В течение 2024 года к системе подключатся все регионы, что обеспечит единый подход к управлению лесным хозяйством и упростит получение государственных "лесных" услуг, - заявил глава Рослесинфорга Павел Чащин.

Спутниковые данные будут интегрироваться с недавно созданной федеральной информационной системой лесного комплекса

По его мнению, нововведения дополнят сведения об обороте древесины, а также позволят контролировать ее движение на всех этапах, включая начальный этап лесозаготовки, как только техника заехала в лес.

"Российская газета" расспросила участников лесного бизнеса Поморья и выяснила, что новая система спутникового контроля не вызовет шоковой реакции в сфере ЛПК.

- У крупного и среднего бизнеса Архангельской области эта система стоит уже на большинстве техники, так как приобретение навигационного оборудования для одной машины обходится не так дорого - от 30 до 50 тысяч рублей. Отмечу также, что значительная часть новых машин сейчас продается с заранее установленной системой ГЛОНАСС, - рассказал "РГ" представитель одной из ведущих лесопромышленных компаний Поморья Андрей Попов. - Навигация необходима бизнесу, чтобы снизить издержки - контролировать время доставки, место расположения водителей. Это позволяет избежать как воровства леса, так и слива топлива "налево". Сейчас главный вопрос в том, каким образом эти данные будут передаваться в государственную информационную систему.

По мнению собеседника "РГ", проблемы с подключением к ГЛОНАСС могут возникнуть в основном у "малышей" - скорее всего, небольшие лесозаготовительные предприятия Поморья будут вынуждены обратиться за государственной поддержкой. Вместе с тем именно крупные компании составляют сейчас основу ЛПК региона - на них держится более 60 процентов заготовки сырья, почти 85 процентов производства пиломатериалов и вся целлюлозно-бумажная продукция.

Большая часть расчетной лесосеки также закреплена за лесными холдингами - участки для рубки выделялись им в рамках приоритетных инвестпроектов освоения лесов.

Неслучайно в крупных компаниях Архангельской области уже созданы специальные отделы, которые занимаются спутниковым слежением за техникой, работающей в лесу, за транспортом, который перевозит продукцию ЛПК потребителям, и даже за машинами подрядчиков, выполняющих строительные работы.

Без системы ГЛОНАСС невозможно проводить и экспортные поставки лесной продукции. Особенно если учесть, что лесной бизнес Северо-Запада начал восстанавливаться после шока, вызванного отказом западных стран от российского леса, и активно расширяет новую географию продаж. По данным Рослесинфорга, в пятерку лидеров 2023 года по лесному экспорту вошли два региона СЗФО - Поморье и Коми. Причем Архангельская область поставляет продукцию ЛПК теперь не только в Китай, но также в Турцию, Корею и Израиль.