Но достаточно ли сегодня специалистов для должной их установки и контроля? Соответствует ли уровень их подготовки действующим нормам безопасности и комфорта? Об этом и о других аспектах деятельности лифтового хозяйства региона мы беседуем с техническим директором ООО "Кублифт" Романом Мачулиным.
Роман Александрович, расскажите о главном в работе вашей компании.
Роман Мачулин: ООО "Кублифт" в нынешнем статусе работает уже 16 лет, с 2007 года, как организация, выполняющая техническое обслуживание лифтового оборудования и подъемников отечественного и зарубежного производства.
У нас налажены прямые связи с ведущими заводами-изготовителями лифтового оборудования. На складе предприятия всегда в наличии запасные части ко всем его видам, что гарантирует техобслуживание и ремонт техники, а также систем диспетчерской связи в кратчайшие сроки, с высоким качеством и по доступной цене.
Многолетний опыт работы коллектива специалистов по ремонту и настройке систем диспетчерской связи, электронного оборудования позволяет ООО "Кублифт" уверенно участвовать в реализации проектов любой сложности. У нас имеется пять круглосуточно работающих аварийных участков во всех округах города, оснащенных автотранспортом, и собственная диспетчерская служба. Это позволяет оперативно реагировать на поступающие заявки.
Поэтому ООО "Кублифт" доверяют обслуживание современной сложной техники крупнейшие застройщики жилых и других объектов как в Краснодаре, так и за его пределами.
Есть ли у "Кублифта" какие-то трудности и проблемы?
Роман Мачулин: Ряд серьезных проблем, связанных с эксплуатацией лифтов, существует в целом по России, и уже немало лет. Они требуют особого внимания и скорейшего решения.
Первая из них заключается в том, что всей отраслью - производителями лифтов, монтажными и обслуживающими организациями - ощущается острая нехватка квалифицированных специалистов дефицитных специальностей.
Чем их можно привлечь? Высокой зарплатой, разумеется. И вот тут появляется вторая проблема. В нашей отрасли такая возможность ограничена неготовностью собственников лифтов платить больше за их монтаж и техобслуживание. Напротив, основные заказчики - управляющие компании (УК) - стремятся только к снижению своих подобных затрат.
В "Кублифте" ситуация с кадрами пока не критична, а технический уровень работников соответствует всем требованиям за счет ежегодного их обучения и повышения квалификации. Но если составить калькуляцию расходов, исходя из сумм, указанных в контрактах, заключенных с УК, мы вряд ли сможем обеспечить им конкурентные зарплаты в ближайшие годы.
Проще говоря, за 60 тысяч рублей в месяц хороший электромеханик работать не согласен. Ведь сегодня столько и даже больше можно заработать, допустим, в службе доставки, где и квалификация не нужна, и ответственность чисто символическая. А вот с нас при каких-то происшествиях спрос немалый.
При этом из-за низких тарифов на обслуживание, устанавливаемых заказчиками, электромеханик сможет получать достойную зарплату, только значительно превышая норму обслуживания. А ведь вертикальный транспорт, как и наземный, требует повышенного внимания к каждой своей единице, а также качественного обслуживания и ремонта. Что может произойти в противном случае, никому, надеюсь, объяснять не нужно.
Договориться с заказчиками пробовали?
Роман Мачулин: Пробовали. Почти договорились, например, с одной из УК поднять с нового года тариф на наши услуги. Но без проведения голосования среди жителей домов, находящихся в управлении данной компании, сделать это нельзя. А жители, понятно, проголосовали против, то есть без соответствующих субсидий или льгот из федерального бюджета на эти цели наши надежды вряд ли сбудутся.
Есть и еще одно обстоятельство. Только в границах Краснодара работает около 40 организаций по обслуживанию лифтов. Это частные организации, как и наша компания. Но у нас, например, в бюджете предусмотрены немалые затраты на то, чтобы соответствовать всем жестким требованиям, предъявляемым к организациям нашего профиля. Поэтому и не можем снижать тарифы на обслуживание.
А вот некоторые мелкие компании для получения контракта на техническое обслуживание подъемного оборудования вполне могут предлагать свои услуги за меньшую плату. Иной заказчик способен пойти на такую сделку из-за сиюминутной выгоды, не понимая, что это может поставить под угрозу не только качество обслуживания лифтов, но также жизнь и здоровье пассажиров. Подобную конкуренцию никак нельзя назвать справедливой, и она отнюдь не помогает решать как уже отмеченные две проблемы, так и третью, о которой тоже необходимо сказать.
И в чем же она заключается?
Роман Мачулин: В почти полном отсутствии профильных учебных заведений для подготовки электромехаников по лифтам, то есть существующая система среднего технического образования не может обеспечивать потребности лифтовой отрасли в специалистах.
Наша компания пока справляется с этой ситуацией своими силами. Кандидат на должность электромеханика по лифтам закрепляется за более опытным, квалифицированным работником, несколько месяцев обучается на месте и проходит практику или стажировку. В учебном комбинате прослушивает курс лекций, потом его аттестуют в независимом центре оценки квалификации, работник получает соответствующее свидетельство. Все, можно ему доверять какие-то объекты, потом, по мере накопления опыта и знаний, - более сложные. Так вот постепенно воспитываем в коллективе специалистов.
Можно было бы, конечно, не рассчитывать на профильные колледжи, а, допустим, приглашать на работу с последующим обучением внутри своего предприятия выпускников того же Краснодарского монтажного техникума, с которым налажены контакты. Если бы не одно большое "но", из-за которого мы по замкнутому кругу приходим к тому, с чего начали разговор. Как вы считаете, пойдет к нам выпускник на работу? У меня на сей счет большие сомнения. Он спросит о зарплате, а что ему ответим?
Таким образом, пока мы не решим задачу повышения тарифа на свои услуги, кардинального решения кадрового вопроса не будет.
Неужели из этой ситуации не существует выхода?
Роман Мачулин: Компании, работающие в отрасли, осознают проблему и пытаются решить ее на "низовом" уровне. Например, в ноябре прошлого года в редакцию сетевого издания "Лифт-Пресс.Ру" от руководителей ряда лифтовых компаний ЮФО поступило открытое письмо, в котором авторы предлагают обратить внимание "на катастрофическую ситуацию, сложившуюся в лифтовом хозяйстве".
В нем подчеркивается, что стоимость технического обслуживания (ТО) стандартного лифта была рассчитана по "Сборнику сметных норм затрат на ТО лифтов" еще 25 лет назад! А мы ею пользуемся по сей день, да еще собственники лифтов не прочь ее снизить. Получается, никто не думает о безопасности пассажиров. Никого не волнует также рост цен на комплектующие для лифтов, содержание машин аварийной службы, ГСМ и т. п., что как раз и ведет к невозможности поднять оплату труда специалистов.
Чтобы выйти из замкнутого круга, следует прежде всего тариф на ТО установить на законодательном уровне в соответствии с сегодняшними реалиями и не допускать его снижения по желанию заказчика либо исполнителя. Ну и инфляцию, конечно, надо учитывать.
Словом, как ни крути, нужна правительственная программа обеспечения безопасности лифтового хозяйства в масштабах страны. Да, именно так ее следует назвать, ведь лифты - оборудование сложное и относится к категории опасных производственных объектов. И эта программа должна предусматривать компенсацию необходимых расходов (тем же УК, например, и лифтовикам тоже) из федерального бюджета. Вот тогда удастся установить достойную зарплату специалистам по обслуживанию вертикального транспорта. А следующий шаг - решение вопросов подготовки специалистов отрасли.
Реклама, ООО "Кублифт", ИНН 2312139690