В январе число частных объявлений о реализации топлива на тех же маркетплейсах увеличилось многократно, причем отпускные цены заманчиво ниже оптовых. Но вот проверку качества такая продукция вряд ли пройдет. Как правило, этот "дешманский" бензин содержит вредные примеси, хранится в грязных домашних бочках или пластиковых канистрах. Поэтому сиюминутная выгода от покупки несет в себе много рисков - суррогат с большой долей посторонних примесей загрязняет топливную систему автомобиля и ускоряет износ всех его компонентов.
На вопрос о производителе топлива покупатели от продавцов зачастую получают туманные ответы. И понятно почему - по мнению экспертов ТЭК, такой дешевый контрафакт с большой степенью вероятности является результатом хищения топлива из трубопроводов. После кустарной гаражной "переработки" легким движением руки ворованные нефтепродукты увеличиваются в объемах, превращаясь в бензиновую бодягу, поступают на черный рынок, где продаются ниже себестоимости.
Не раз отмечено, что торговля краденым горючим всегда была и остается высокодоходным и не слишком рискованным бизнесом. Специалисты Института развития технологий ТЭК в своих исследованиях заявляли, что потери от оборота контрафактного топлива оцениваются в громадные суммы.
При этом за хищение нефти из трубопроводов предусмотрены не условные, а вполне реальные сроки. Так, совсем недавно в Краснодарском крае был вынесен обвинительный приговор участникам организованной преступной группы, воровавшей дизельное топливо из трубопровода. Организаторы и исполнители, действовавшие по схеме легкого обогащения, получили по 158-й статье реальные сроки заключения с выплатой штрафа.
Всего преступной группе удалось украсть более 50 тонн нефтепродуктов.
Стоит заметить, что на юге страны больше всего посягательств на топливо происходит в Краснодарском крае, здесь масштабный рынок сбыта, развитый агрокомплекс и строительная отрасль, которые обладают внушительным автопарком. Высокие цены на дизель и свободная продажа неустановленного горючего через интернет только подпитывают спрос на дешевое топливо.
Если правоохранители продолжат работу по пресечению криминальных врезок, законодательно будут ограничены возможности сбыта контрафакта через интернет, а возможные покупатели задумаются о последствиях его приобретения - только тогда можно ожидать реального снижения оборотов теневого топливного рынка.