Но начнем с проблем. Водителей не хватает не только в России. Их мало и в европейских странах. Как рассказывал корреспонденту "РГ" руководитель одной из автошкол Германии Вольдемар Коос, недостаток профессиональных водителей виден там во всех сферах перевозок. Будь то пассажиры или грузы. В среднем по Германии он оценивается в 25 процентов. Кроме того, количество учреждений, готовящих профессионалов, стремительно сокращается. На всю Германию осталось 4 автошколы из 40, действовавших до 2021 года, обучающих водить грузовики и автобусы.
Как говорит Вячеслав Максимычев, перевозки - это важнейшая составляющая функционирования всех отраслей страны. При этом налицо дефицит водителей-профессионалов. Если открыть объявления вакансий, то увидим: требуется, требуется, требуется…
Дефицит кадров начал нарастать с начала 2000-х годов. Стали уходить на пенсию водители-профессионалы, которые были подготовлены еще во времена СССР. Сегодня средний возраст водителя-профи - около 50 лет.
Почему сложилась такая ситуация? В первую очередь из-за падения престижа профессии водителя. Много факторов способствовало этому. Здесь и отсутствие популяризации профессии, ослабление социальной защищенности тех, кто работает в этой сфере, снижение размеров оплаты труда и т.п. И если старшее поколение не боялось работы в тяжелых условиях, то сейчас молодые люди за ту же, а иногда и за большую зарплату выбирают профессию менеджера, говорит Вячеслав Максимычев.
Не способствовало улучшению ситуации и ликвидация Росавтодором профильных подведомственных учебных заведений, осуществляющих подготовку водителей именно категорий D и СЕ. Речь идет о так называемых федеральных автономных учреждениях (ФАУ), относящихся к Росавтодору. Такое ФАУ в Комсомольске-на-Амуре, например, было единственным на всем Дальнем Востоке. Теперь и его нет. А все его площади проданы.
Проблема стала настолько очевидной, что 1 ноября 2023 года был проведен всероссийский круглый стол на эту тему. Основанием стало выполнение поручения президента России по решению проблемы с нехваткой водителей.
- В протоколе этого круглого стола каких только предложений не записали. А основными причинами сложившейся ситуации назвали отсутствие программ подготовки водителей-профессионалов, отсутствие автотренажеров, корпоративных автодромов. Такое ощущение, что собрались представители бизнеса и думали, как можно опять поработать за бюджетные деньги.
Объясним почему. Дело в том, что нужны миллионы бюджетных средств на разработку программ подготовки водителей. Такие же миллионы нужны на разработку автотренажеров с последующей продажей их автошколам, так как они станут обязательными. А на автодромы нужны не только деньги, но и земля. Встает вопрос: кто за это будет платить?
- Если посмотреть на реальные результаты этапов Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения", когда были потрачены десятки миллионов на решение вопросов в разделе "Кадровое обеспечение подготовки водителей", то там можно увидеть ноль. Так как все центры, созданные на базе ФАУ Росавтодора, сегодня ликвидированы, а их имущественные комплексы проданы.
А может, стоит вспомнить опыт Советского Союза? Например, сделать краткосрочные курсы подготовки водителей-профессионалов по соответствующим категориям.
- Например, курс для водителей такси, автобуса или автопоезда, - предлагает Вячеслав Максимычев. - Недельный срок достаточен, чтобы изучить основы заполнения путевой документации, режима труда и отдыха, основ психологии, правил крепления и размещения грузов и прочие аспекты работы водителя-профессионала. Человек имеет открытую категорию В, С, D или СЕ, хочет пойти работать по найму. Прошел курс, сдал экзамен в Ространснадзоре, получил документ водителя-профессионала и - за руль. Хорошим примером служит система подготовки и аттестации водителей, перевозящих опасные грузы, и водителей, осуществляющих международные перевозки. Все работает, не надо изобретать велосипед.
По его словам, государству останется лишь решить вопросы с уровнем зарплаты, социальной защищенности. А именно: снижение пенсионного возраста, льготы по профессии, а также создание жизнеспособной системы подготовки водителей-профессионалов.
Кстати, во времена СССР после автошколы человек, получив водительское удостоверение, приходил на автопредприятие. И за ним закреплялся водитель-наставник, который стажировал его на маршруте, если это был автобусный парк. В итоге новый водитель усваивал не только правила внутреннего распорядка автопредприятия, но и получал знания, а также опыт, необходимые для безаварийной работы на линии.