Восточный полигон, по сути, обеспечивает экономическую безопасность нашей страны. Несмотря на перевыполнение инвестиционных планов на 2023 год пока на пути грузов сохраняется немало препятствий. Разрыв между ростом мощностей портов и железных дорог, особенно на подъездных путях к портам, сохраняется. Поиск решения проблемы представители власти и бизнеса искали весь минувший год. Планы озвучены, наступивший год покажет, как и в какой очередности они будут реализованы.
- Объем грузоперевозок по Восточному полигону в 2024 году может достичь 180 миллионов тонн с учетом этого видим необходимость дальнейшего его развития, - отметил замминистра транспорта РФ Валентин Иванов. - При оценке перспективной грузовой базы к 2030 году просматриваются дополнительные грузы из Центральной России, с Урала, с тех станций, которые западнее Тайшета (Иркутская область), в объеме не менее 45 миллионов тонн, плюс около 35 миллионов - с территорий самого Восточного полигона.
Для повышения качества логистического обслуживания в стране реализуется программа по развитию транспортно-логистических центров (ТЛЦ) с высоким уровнем цифровизации. В ближайшие пять лет на всем протяжении российских железных дорог будет построено более 30 ТЛЦ. К 2027 году объем переработки грузов в них увеличится в 2,5 раза, а на Дальнем Востоке - в четыре.
В программе активно участвует бизнес. По мнению предпринимателей, сегодня виден каркас, создаваемый с учетом разворота логистики на Дальний Восток.
- Мы уже реализовали ряд проектов: год назад открыли терминал в Екатеринбурге, в прошлом году - в Новосибирске, в этом году планируем ввести первый этап ТЛЦ в Артеме Приморского края, - отметил глава компании "ФинИнвест" Александр Кахидзе.
К строительству транспортно-логистического центра готовятся и в поселке Забайкальск Забайкальского края. Компании "Новый сухопутный зерновой коридор" и "Центр развития портовой инфраструктуры" подписали соглашение, по которому в проект планируется вложить более 7,5 миллиарда рублей.
В прошлом году на Восточном полигоне шла напряженная работа более чем на 140 объектах. Реконструировали крупные узловые станции и объекты энергетической инфраструктуры, строили тоннели и вторые главные пути.
В частности, на пяти перегонах БАМа открыли двухпутное движение общей протяженностью почти 110 километров (раньше было однопутное). Завершили реконструкцию станции Ванино в Хабаровском крае. Теперь здесь смогут принимать составы длиной до 71 вагона и весом 7,1 тысячи тонн (раньше было до 2,5 тысячи). Строительство шло без остановки работы станции, поскольку это важный транспортный узел для обслуживания морских портов в Татарском проливе и сообщения с Сахалином, Камчаткой, Чукоткой и Колымой.
Во время работы IV Железнодорожного съезда в Москве в декабре прошлого года президент запустил по видеосвязи новый Керакский тоннель на перегоне Ульручьи - Ковали Транссибирской магистрали в Амурской области.
На отраслевых форумах и конференциях, прошедших осенью и зимой 2023-го, участники не раз просили ускорить работу и подготовку проектной документации по уже одобренным проектам.
В частности, глава компании "Универсальная логистика" Ирина Ольховская поднимала вопрос о реализации давно утвержденной генеральной схемы модернизации транспортного узла Находка - Восточный.
- Строительство обходов Шкотово - Смоляниново, Хмыловский - Находка-Восточный, Тигровый - Партизанск и Смоляниново - Тигровый - быстро достижимые точки роста. Не настолько масштабные и не такие затратные, как прокладка тоннелей, но позволяющие увеличить на 42 миллиона тонн (практически в три раза!) пропускную способность в сторону портов Приморья, где сконцентрированы угольные, контейнерные и нефтяные мощности, - подчеркнула Ирина Ольховская.
Примеров частных инвестиций в строительство железных дорог до недавнего времени не было, но запуск Тихоокеанской железной дороги в Хабаровском крае, запланированный на конец 2024 года, может подвигнуть к созданию новых участков те компании, чей экспортный потенциал сдерживается нехваткой железнодорожных мощностей.
- Это уникальный проект, реализуемый на частные инвестиции, - железная дорога из Якутии на север Хабаровского края, к порту Эльга. Уже построено 280 из 500 километров пути, первый причал порта готов, в этом году планируется принять тестовый балкер. Угольщики повезут по ТЖД свою продукцию и освободят часть провозных мощностей на БАМе и Транссибе, - сообщил губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев.
Он отметил, что с момента принятия решения в июне 2021 года до высадки строителей прошло всего восемь месяцев. Трасса прокладывается в горных и таежных условиях, крупных населенных пунктов нет на сотни километров вокруг. Инвестиции угольной компании "Эльга" в строительство дороги и порта составили около 147 миллиардов рублей.
По поручению президента, в марте должен быть готов проект третьего этапа модернизации Восточного полигона. Ориентировочно работы будут разбиты на три подэтапа, учитывая сроки формирования грузовой базы реализуемых проектов на Дальнем Востоке, в Центральной России, на Урале и в Западной Сибири. Чиновники обещают ускориться.
- Чтобы не повторить ошибок, нам надо определить, что делать в первую очередь максимально быстро, иначе мы уйдем в дискуссии, как это было со вторым этапом, когда 4,5 года обсуждали, что делать, и осталось три года на стройку, - признал замглавы ОАО "Российские железные дороги" Андрей Макаров. - Сейчас фокус действительно на Дальневосточной железной дороге: 85 объектов, строительство которых планируется начать после 2024 года, уже в стадии проектирования. Рассчитываем, что в первом квартале 2024-го проектная документация пройдет государственную экспертизу. Это необходимо для того, чтобы у нас был резерв, которым можно в любой момент воспользоваться, независимо от того, когда по срокам будет принято решение о начале работ на том или ином объекте.