Сегодня изменения вносятся в течение шести-восьми месяцев. Для понимания: соответствующее решение должен подписать председатель правительства. Таких корректировок было уже более 150, и везде свою подпись ставил премьер-министр. Мне кажется, если бы это делал министр по развитию Дальнего Востока и Арктики, то процесс занимал бы не шесть-восемь месяцев, а две-три недели. При этом сегодня, чтобы заявка была рассмотрена, сначала ее должен согласовать глава муниципального образования, потом - губернатор, затем - профильное министерство. Согласователей достаточно. Что касается главы минвостокразвития, то он, насколько я понимаю, не возражает против того, чтобы полномочия по расширению границ ТОРов были переданы его ведомству.
Затянутость сроков влияет на конкурентоспособность будущего инвестпроекта. Есть многомиллиардные проекты, под которые берут средства в банках. Инвестор несет определенные обязательства, платит проценты. И когда у тебя задержка на восемь месяцев, можно посчитать, какие выпадающие доходы получаются.
Есть и другой важный момент - влияние сложившегося регламента на представителей малого и среднего предпринимательства (МСП). Если крупные компании в состоянии дождаться решений правительства, то субъектам МСП это сделать не так просто.
Какие еще существуют сдерживающие факторы для развития инвестпроектов? Понятно, что основной - отсутствие инфраструктуры. Чтобы осваивать наши месторождения, реализовывать планы, она жизненно необходима. Это подъездные пути, железные дороги, разного рода сооружения.
Другой аспект касается процесса оформления земель. Инвесторы жалуются, что, например, перевод участка из категории лесного фонда в землю под линейный объект может растянуться на год-полтора. Это тоже негативно сказывается на реализации проектов. Нужно и здесь упрощать чиновничьи процедуры. Дальний Восток должен стать территорией максимальной простоты ведения бизнеса без каких-либо искусственных барьеров. У нас достаточно ресурсов, но производств мало, и сложившуюся ситуацию надо менять.
Вместе с тем нельзя отрицать, что эффект от ТОР есть. Многие предприятия не открыли, если бы не этот режим. Он стимулирует инвесторов разместить то или иное производство на территории Дальнего Востока. В противном случае бизнес мог бы запустить предприятие где-нибудь в Сибири, на Урале или в Подмосковье, где будет обеспечен больший спрос на выпускаемую продукцию. Исключения - те случаи, когда проект крепко привязан к определенной территории, например, разработка месторождения полезных ископаемых. Так или иначе инвестор всегда выбирает лучшие условия, стремится сэкономить, получить большую прибыль.
Многие проекты ТОР ориентированы на Китай. Это огромный рынок. Полтора миллиарда китайцев каждый день потребляют огромные объемы продуктов питания, пользуются энергией, которую закупают в том числе у нас. Они готовы сегодня инвестировать в нашу территорию, делиться технологиями, что дает определенный импульс развитию компетенций.
Очень важно развивать проекты, связанные с альтернативными источниками энергии. Это в том числе и вопрос национальной безопасности. Ставка исключительно на атомную энергетику, гидроэлектростанции приводит к определенной уязвимости. Диверсификация дает несколько возможностей и вариантов, то есть мы становимся более защищенными. И в данном случае опять же большую роль может сыграть режим ТОР.
У главы минвостокразвития позиция, которую я поддерживаю, - весь Дальний Восток нужно сделать одной большой территорией опережающего развития в части предоставления льгот при открытии новых производств. У преференций по налогам есть конкретные сроки, по истечении которых они платятся на общих основаниях. Тем не менее льготный режим - это стимул разместить производство именно в ДФО, что становится драйвером развития макрорегиона.
Крайне важным является закон о международной ТОР, где будут прописаны преференции по таможенному режиму. Как развивались китайские зоны? Инвесторы там строили заводы, выпускали продукцию и беспошлинно могли вывозить ее за пределы страны. Если мы на примере трансграничной агломерации Благовещенск - Хэйхэ сделаем такую большую зону, то сможем много чего начать производить.
Очень важна обратная связь от делового сообщества. Ко мне часто обращаются предприниматели, просят оказать содействие в решении конкретных проблем. И почти каждый бизнесмен, столкнувшись с какими-то преградами, выступает с конструктивной идеей, предложением. Их нужно обязательно брать в работу.
Буквально недавно у меня на приеме были люди, которые развивают производство квадрокоптеров. В этом отношении большие перспективы, потому что база технологий и запчастей в Китае огромная. Мы просто можем наладить выпуск БПЛА в Амурской области и снабжать дронами хоть всю Россию.
Считаю, что развитие МСП и вообще наличие среднего класса в обществе - позитивный момент, который делает страну гораздо сильнее. Если государство хочет развивать территорию, оно должно давать преференции - либо налоговые послабления, либо прямые дотации и субсидии. Потому что рыба ищет где глубже, а человек - где лучше. Другого не дано.