01.02.2024 13:26
Поделиться

Бруттальный автобус

Общественный транспорт переводят на новую систему обеспечения
В Саратове начинается перевод общественного транспорта на брутто-контракты. Первые маршруты уже определены.

Как пояснил губернатор Роман Бусаргин, по этой системе перевозчик будет получать фиксированную оплату за каждый маршрут, независимо от количества пассажиров. Сейчас готовятся изменения в нормативные документы.

Первыми на брутто-контракты перейдут три самых протяженных городских маршрута, длиной от 47 до 60 километров в оба конца. Они пересекают весь областной центр - N 2Д и 90 связывают микрорайоны нефтеперерабатывающего завода и химического комбината в Заводском районе с окраиной Волжского района, маршрут N 18Д - Заводской район с выездом из Саратова в Ленинском районе.

- Считаю, что муниципальная власть должна в первую очередь взять под полный контроль работу самых загруженных автобусов и маршрутов, претензий к которым со стороны пассажиров больше всего, - отметил Роман Бусаргин.

Перевозчик будет получать фиксированную оплату за каждый маршрут, независимо от количества пассажиров

Впервые предложения изменить порядок работы системы появились пять лет назад, в 2019 году, при обсуждении программы развития транспортной инфраструктуры Саратова. Однако тогда решить проблему предлагалось привлекая частные инвестиции в рамках концессии. Планировалось увеличить количество троллейбусов и трамваев, сократив дублирующие их автобусные маршруты. По проведенным расчетам за счет использования более дешевого электротранспорта расходы на организацию пассажирских перевозок должны были понизиться с 6,7 до 5,8 миллиарда рублей, а доходы за счет увеличения пассажиропотока выросли бы до 8 миллиардов рублей.

Однако затем планы изменились. В прошлом году Саратовская область получила федеральный инфраструктурный кредит в 17 миллиардов рублей на модернизацию трамвайных путей. Работы на первом реконструируемом маршруте трамвая N 9 собирались завершить уже к январю. Однако потом все сдвинулось на сентябрь. При этом в качестве концессионера выступило предприятие, находящееся в областной собственности. То есть о привлечении частных инвестиций в транспортную сферу речи уже не шло.

В то же время, как отмечают эксперты, при переходе на брутто-контракты придется решать проблему финансирования перевозок за счет бюджета. Ведь транспортники будут получать фиксированную плату за выход автобуса на маршрут независимо от числа пассажиров. Кроме того, власти должны взять на себя обеспечение салонов кондукторами и контролерами, что тоже потребует дополнительных расходов. В областном ведомстве не смогли объяснить какие планы существуют на этот счет, но сообщили, что разработкой практических мер сейчас занимаются.

В минстрое также отметили, что по системе брутто-контрактов общественный транспорт успешно работает в Перми, Твери, Новокузнецке, но оплачивается муниципалитетом. Так, например, в Прикамье в прошлом году дотации составили 1360 миллионов рублей. За счет бюджета обеспечивается пятая часть средств, необходимых для работы общественного транспорта.

По мнению депутата гордумы Виктора Маркова, найти такую сумму в казне Саратова едва ли удастся. Особенно на фоне обострившихся проблем с городскими системами жизнеобеспечения. •