Минсельхоз представил для обсуждения новый вариант проекта приказа об индикаторах риска для госконтроля безопасности рыбопромыслового флота. Первый индикатор - это наличие у сотрудников территориальных управлений Росрыболовства информации о том, что в течение года у двух или более судов одного судовладельца изымалось свидетельство об управлении безопасностью из-за нарушений Международного кодекса по управлению безопасностью мореплавания (МКУБ).
Второй индикатор касается случаев, когда капитан морского порта запрещает тому или иному судну выход в море из-за выявленных нарушений, создающих угрозу безопасности его плаванию, жизни или здоровью людей на борту либо вероятность ущерба морской среде. Если в течение 180 календарных дней со дня вынесения такого запрета то же самое судно или другое судно того же судо-владельца снова получает отказ, это может стать основанием для более детальной проверки.
Безопасность работы рыбопромыслового флота - это вопрос, который никогда не теряет своей актуальности. Судя по отчету Ространснадзора, за первое полугодие 2023 года произошло девять аварий с рыболовными судами против 21 аварии за аналогичный период 2022 года. Казалось бы, налицо прогресс, но эксперты подчеркивают, что подобная статистика - вещь весьма относительная. В частности, за первое полугодие 2022 года при подобных происшествиях погибли 11 человек, а с января по июнь 2023 года - 10 человек, хотя аварий за этот период было вдвое меньше.
Последний случай - серьезная авария на борту новейшего траулера "Баренцево море" Архангельского тралового флота, который был сдан в 2020 году и стал одним из первопроходцев запущенной Росрыболовством и Минсельхозом программы обновления российского рыболовного флота. Прямо во время промысла в Норвежском море на судне взорвалась турбина главного двигателя. К счастью, пострадавших при взрыве не было, но судно потеряло ход и начало дрейфовать в сторону норвежских вод. Траулер взяли на буксир и 22 января доставили в порт Мурманск. Предполагается, что судно будут ремонтировать на 35-м судоремонтном заводе.
Напомним, "РГ" уже сообщала о том, что несколько лет назад в рамках регуляторной "гильотины" были отменены нормативные акты, от которых напрямую зависела безопасность рыбного промысла в море. В их числе приказ Министерства рыбного хозяйства СССР "Об утверждении "Наставления по предупреждению аварий и борьбе за живучесть судов флота рыбной промышленности СССР", правила пожарной безопасности и техники безопасности на рыбопромысловых судах, положение о проведении инструктажа по безопасности труда на судах Минрыбхоза СССР и другие документы. Это существенно сказалось на уровне безопасности мореплавания. Сегодня рыбопромышленники руководствуются в этом отношении международной нормативной базой - в частности, МКУБ. Но положения этого документа носят рекомендательный характер, в результате чего обеспечение безопасности мореплавания было отдано на откуп отраслевому бизнесу.
Впрочем, есть и иные мнения. По словам председателя правления Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна Валентина Балашова, государственные инструменты контроля в этой сфере существуют. Например, судовладелец проходит регистровые осмотры судов под класс раз в пять лет. Кроме них, есть промежуточные освидетельствования. Повторяющиеся нарушения грозят рыбопромышленникам аннулированием или приостановлением разрешения на право вылова водных биоресурсов.
- Что касается ситуации с траулером "Баренцево море", то драматизировать ее не следует, - подчеркивает Валентин Балашов. - Это головной траулер-процессор проекта KMT01, а неисправности на головных судах - вещь неприятная, но неизбежная и преодолимая. С первым атомным ледоколом проекта 22220 "Арктика" тоже были сложности, и это естественно - техника есть техника. Со временем проекты будут доработаны, неисправностей станет меньше.
Другой вопрос, что существующие механизмы контроля работают не всегда адекватно. Нормативная база по безопасности работы в море, которая действовала в СССР, разрабатывалась специализированными институтами на основании опыта многих поколений моряков, а потому не утратила своей актуальности, заявил в беседе с корреспондентом "РГ" сотрудник Северного экспедиционного отряда аварийно-спасательных работ, попросив не называть его фамилию. По его мнению, все эти правила и инструкции следовало бы без спешки доработать и переиздать, учитывая современные реалии.
Качественная подготовка специалистов - залог безопасности промысла, подчеркивают представители отрасли. Очень многие аварии случаются из-за неопытности судоводителей и попыток выхода на промысел во время шторма, отмечает начальник Дальневосточного экспедиционного отряда аварийно-спасательных работ Сергей Пухов. И это проблема не столько самих членов экипажей судов, сколько руководства рыбопромышленных предприятий, отвечающего за то, как организованы промысел и труд моряков на борту. Если они будут неукоснительно выполнять "Устав службы на судах рыбопромыслового флота" и требования других руководящих документов, то аварий на флоте будет значительно меньше. Владельцы судов должны более требовательно относиться к своему командному составу и экипажам.
В частности, представители спасслужбы настаивают на том, что необходимо возобновить проверки судов в море. Крайне важны для моряков регулярные практические тренировки, потому что даже умение прыгнуть в гидрокостюме за борт тонущего судна нужно отрабатывать. Если этого не делать, то прыгнувший человек может сильно удариться о воду, потерять сознание и захлебнуться. Бывает, что это происходит тогда, когда опасность, казалось бы, уже миновала - когда берег совсем близко или к месту аварии уже подошли спасательные суда
Власти осознают масштаб проблемы. Как отметили в Росрыболовстве, сегодня необходимо пересматривать всю систему управления безопасностью. Одна из обсуждаемых мер - обязать судовладельцев внедрять в своих компаниях комплексные программы безопасности мореплавания, включающие тренировки на берегу и в условиях открытого моря, практическое использование индивидуальных и групповых средств спасения.