На одного четвероногого, по данным департамента информполитики области, приходится 12 тысяч рублей - сумма усредненная и рассчитана на 30 дней пребывания в приюте. Правда, реальные цифры обычно ниже и в основном зависят от дальности транспортировки Бобика от места отлова к месту содержания.
В вольерах единственного в Екатеринбурге муниципального приюта сейчас содержатся 83 собаки. Животные получают необходимое лечение и через три недели должны уступить место другим. В 2023 году сотрудники ЕМУП "Спецавтобаза" отловили 795 бездомных дворняг, 404 выпустили после передержки и чипирования. Для этого предприятия норматив - 8443 рубля на одну особь: во-первых, здесь животные содержатся только 21 день, во-вторых в областном центре, в отличие от небольших муниципалитетов, возить животных далеко не приходится.
- Основные расходы идут на вакцинацию, питание, лечение, стерилизацию, чипирование, услуги ветеринара, а также отлов, - уточнили в пресс-службе предприятия.
Норматив затрат на отлов составляет 483 рубля, и, как утверждают владельцы собачьих приютов, уже на этом этапе расчеты чиновников расходятся с реалиями, ведь оплачивается только факт поимки животного, а не попытки: иногда приходится совершать два-три холостых выезда. Следующая графа - доставка до пункта временного содержания: бюджет готов компенсировать 543 рубля, если собаку отловили в радиусе 150 километров от приюта, 800 рублей - если расстояние от 150 до 250, и 1709 - если еще дальше. Третья статья расходов - медицинские манипуляции: на лечение и вакцинацию предусмотрено 586 рублей. А что в реальности?
Екатерина Голомидова - индивидуальный предприниматель, работает в Сысертском, Арамильском, Заречном, Малышевском и Белоярском городских округах.
- Нашему приюту более 14 лет. Начинала дело моя мама, ветврач с 40-летним стажем. Сначала под ее опекой была сотня четвероногих, в этом году отловили более 240, - рассказала Екатерина.
Чтобы обеспечить питомцам комфортные и безопасные условия содержания, хозяйка взяла кредит - два миллиона рублей. Теперь переживает, как расплачиваться.
- Когда мы принимаем собак, я отвечаю за каждое животное и перед жителями, и перед заказчиком - муниципалитетом, и перед правоохранительными органами, и перед зоозащитниками, которые порой пишут кляузы по любому поводу, - перечисляет бизнес-леди. - При этом власти, устанавливая расценки, нас почему-то не слышат, хотя и приглашают на совещания.
По ее словам, 12 тысяч рублей - это самый минимум. Дело в том, что 80-90 процентов беспризорных собак неконтактные, а то и агрессивные. Их отлов и последующая адаптация влекут финансовые траты, которые сложно прогнозировать: поймать такое животное петлей почти невозможно.
- Чаще всего "стреляем" транквилизатором. С этого момента за собакой нужно бежать, потому что в зависимости от ее массы препарат подействует по-разному, можно животное и упустить из виду. На таком вызове работают, как правило, два человека. Зарплата каждого - тысяча рублей за отлов, плюс стоимость препарата - 500 рублей.
Практически все владельцы приютов подчеркивают: сумма муниципального контракта фиксирована, а цены в течение года растут - тот же бензин постоянно дорожает.
- Выслеживая собаку, можно накатать на 1,5-2 тысячи рублей, а государство покроет только треть. То же самое с вакцинацией. Ветстанции бесплатно делают прививку от бешенства, но за вакцину от гепатита и чумы нужно платить, - поясняет Голомидова. - Ведь наша задача - не просто поймать собаку, а пристроить ее в хорошую семью. Для этого животное должно быть пролеченным и неагрессивным.
Государственные нормативы можно назвать символическими, считает и владелец питомника в Красноуфимском районе Виктор Верзаков.
- Одной ампулы зарубежного снотворного хватит на отлов нескольких собак. Но ценник на него за последние месяцы вырос с 700 рублей до 4000. Почему я должен экономить, рискуя безопасностью людей? Можно взять препарат подешевле, но тогда нужно быть готовым, что при транспортировке животное проснется и попробует вырваться, - пояснил он.
Предприниматель рассказал, что ежедневно ему звонят до 150 человек, которые столкнулись с агрессивными собаками, в том числе из соседних регионов - Башкирии и Пермского края, где Верзаков работал раньше по муниципальным контрактам. Но такое увеличение работы сегодня не потянуть. Вдобавок осложняют жизнь проверки.
- Только за прошлый год их прошло 80. Каждую жалобу зооактивистов проверяют: чищу ли я вольеры, даю ли воду, проведена ли канализация и пожарная сигнализация... Но будем честными, у нас не во всех сельских школах такие идеальные тепличные условия, какие требуют создать для бездомных собак, - разводит руками Верзаков.
В его приюте 70 вольеров под крышей и еще 50 - под открытым небом. За собаками ежедневно ухаживают волонтеры, получающие небольшое вознаграждение - 1,5 тысячи рублей.
- Парни чистят вольеры, топят печь, варят для собак еду. Учитывая наши суровые зимы, мы вводим в рацион кости и мясную продукцию. Если раньше шкура обходилась по 15 рублей за кило, то теперь дешевле 37 не купить. Кости тоже выросли - с 20 до 45 рублей за килограмм. Экономить получается разве что на ветеринарах: нам помогают студенты аграрного университета, работают на энтузиазме ради практики, - добавляет Виктор.
Кстати, в приказе департамента ветеринарии есть пункт расходов на стерилизацию животного - 3285 рублей. По словам зоозащитников, ветклиники редко готовы проводить внеплановые операции, и расценки у частников выше госнорматива: стерилизация животного - 5000 рублей, кастрация - 2000.
Своим опытом поделился и Виталий Карунос из Режа. Под его опекой находятся более 70 собак, на их содержание уходит несколько миллионов рублей в год. Выручает лишь то, что для предпринимателя это не основной вид деятельности.
- Последние два года все чаще думаю отказаться от этого дела. По новым требованиям вольеры обойдутся в такую сумму, что установленные компенсации за содержание животного не покроют расходов: стройматериалы резко подпрыгнули в цене. Но самые существенные траты - содержание и питание. Наш приют не выпускает собак обратно на улицу, содержит до тех пор, пока не найдем нового хозяина. Кормим два-три раза в день, - рассказывает Карунос. - Складывается ощущение, что частники в этой сфере просто не нужны. Думаю, в итоге отлов ляжет на плечи муниципалитетов, но для этого нужен опыт, которого у них нет.
По его мнению, источником финансирования приютов могла бы стать часть штрафов, налагаемых на нерадивых владельцев домашних питомцев. Для этого нужно ввести обязательное чипирование. Однако муниципалитеты к нему пока не готовы - новый порядок требует юридической проработки.
В департаменте ветеринарии области пояснили: установленный норматив - 12 тысяч рублей - это сумма на усредненный период содержания бездомных собак (30 дней). Некоторые животные обретают хозяев быстрее, другие дольше находятся на гособеспечении, каких-то после вакцинации и стерилизации приходится вновь выпускать на улицу.
- Конечно, владельцам приютов хотелось бы закладывать на содержание животного сумму 370-400 рублей и выше. Но для таких организаций отлов бездомных животных - не основное занятие, приносящее доход, и они изначально ведут деятельность, привлекая волонтеров, благотворителей, меценатов, поэтому размер субвенции, утвержденный на 2024 год, считаем достаточным и обоснованным согласно усредненным показателям, - подчеркнули в департаменте ветеринарии.
Кстати, с 2022 года у муниципалитетов появилась возможность субвенции, выделяемой на отлов и содержание бездомных животных, направлять на проектирование и строительство приютов. Ежегодно на эти цели в Свердловской области направляется 105 миллионов рублей.