Год спустя: Турция оплакивает жертв разрушительного землетрясения

В Турции в воскресенье начались траурные мероприятия в память жертв разрушительного землетрясения. Во вторник, 6 февраля, исполнится год с тех пор, как двойное смертоносное землетрясение магнитудой 7,8 разрушило тысячи домов в самой южной провинции Турции.

В 4.17 утра 6 февраля 2023 года, за 65 секунд 53 537 человек, согласно последнему отчету властей, были поглощены грудами бетона. Если добавить к этой цифре 6 тысяч смертей, зарегистрированных в соседней Сирии, число погибших в результате стихийного бедствия возрастает почти до 60 тысяч человек. И это землетрясение вошло в десятку самых смертоносных за последние 100 лет. В общей сложности рухнуло более 100 тысяч зданий, 2,3 миллиона были повреждены, а 700 тысяч человек до сих пор живут в контейнерах.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган год назад сказал о "катастрофе века". Ущерб, который охватывал территорию, превышающую размеры Бельгии и Нидерландов вместе взятых, составил почти 10 процентов ВВП страны, отмечает Guardian. В денежном исчислении - это более 103 миллиардов долларов. Независимые экономисты оценивают затраты на восстановление примерно в 150 миллиардов долларов в течение пятилетнего периода.

Пострадали 11 беднейших провинций Турции, 14 миллионов турок, и многие из них до сих пор находятся в шоке. "Прошел год, но страх не покинул нас", - признается AFP 31-летняя Кагла Демирель, живущая в одном из контейнерных городов, построенных в Антакье, бывшей Антиохии, разрушенной на 90 процентов. "Жизнь потеряла всякий интерес, - добавляет она. - У меня больше нет семьи, которую можно было бы навестить, больше нет дверей, в которые можно было бы стучать, нет хорошего места для жизни. Ничего". "Когда я вхожу в свой дом, я дрожу. Мы выживаем, но изо всех сил пытаемся держаться", - резюмирует Кадир Еничели, 70-летний пенсионер из Кахраманмараша, расположенного в 50 километрах от эпицентра.

В течение нескольких месяцев после землетрясения скрежет машин эхом разносился по большей части юго-востока Турции. А рабочие сносили тысячи бывших домов и офисов в зоне землетрясения. Президент Эрдоган, проводивший год назад кампанию за свое переизбрание, сразу же пообещал построить 650 тысяч новых единиц жилья в течение года. "Нашим гражданам не стоит волноваться. Мы никогда не позволим им оставаться без приюта", - заявил он общественности во время своего визита в зону землетрясения. "Мы восстановим эти здания в течение одного года и вернем их гражданам", - сказал он всего через четыре дня после катастрофы. Спустя одиннадцать месяцев, по данным министерства окружающей среды и урбанизации Турции, строительство половины из них начато, 46 тысяч готовы к сдаче.

В субботу глава государства вручил ключи первым 7 тысячам семей в Хатае. "Цель - сдавать от 15 тысяч до 20 тысяч домов в месяц, - пообещал он. - Мы не можем вернуть потерянные жизни, но мы можем компенсировать другие ваши потери". Эрдоган, который также открыл больницу на 200 коек в Искендеруме, на побережье Хатая, призвал своих сограждан "доверять государству". В воскресенье он отправился в Газиантеп, а во вторник - в Кахраманмарас, оплот его партии ПСР, которая подавляющим большинством голосов проголосовала за его переизбрание в мае прошлого года.

Как отмечали многие наблюдатели, несмотря на высокий сейсмический риск, Турция заплатила высокую цену за низкое качество строительства и жадность застройщиков, строивших где угодно и с меньшими затратами жилые дома. Эти самые дома рухнули за несколько секунд, как жилой район Эбрар в Кахраманмараше, где было 1400 погибших, или роскошная резиденция Ренесанс в Антакье, обрушившаяся на сотни жителей.

Некоторые критики обеспокоены как темпами, так и качеством реконструкции зданий. Мустафа Озчелик, глава Турецкой архитектурной палаты, в интервью NPR отметил, что правительству следовало построить лучшее временное жилье для людей, а не выбирать постоянное жилье, строительство которого требует больше времени. По его словам, новые дома подвергаются такому же риску быть построенными без надлежащих проверок на предмет безопасности, потому что правительство передало эту важную работу частному сектору. "Проблема в том, что компания, проводящая аудит, является частной коммерческой фирмой. Их главная цель - получение прибыли", - заключил эксперт. Ситуация еще больше усугубляется сокращением международного финансирования, что привело к урезанию помощи со стороны ООН. В Турции также на сегодняшний день открыты и доведены до конца редкие судебные преследования по делам о халатности при выдаче разрешений на строительство обрушившегося жилья. Прошло лишь несколько открытых судебных процессов. В стороне от них остались чиновники, которые по своему желанию выдавали подобные лицензии.

По мнению многих экспертов, Турция сегодня не лучше, чем год назад, подготовлена к встрече с новым землетрясением, несмотря на высокие риски в этой стране, которая находится на двух основных тектонических разломах. "Мы должны выйти далеко за рамки нескольких ограничительных мер и провести полный пересмотр системы управления стихийными бедствиями", - сказал в интервью французскому агентству Микдат Кадиоглу, специалист по управлению рисками инженерного факультета Стамбульского технического университета. "Даже если сейчас соблюдаются антисейсмические правила, без изучения почвы или строительства на неподходящей земле, например, в руслах рек, здания будут продолжать разрушаться", - добавил он. При этом только в Стамбуле, по оценкам самих же чиновников, около 90 тысяч построек находятся под угрозой обрушения в случае нового сильного землетрясения.