Подорожание топлива в ЕС не должно затронуть Россию

Кризис на Ближнем Востоке сделал невозможным использование с таким трудом налаженных в прошлом году новых путей доставки нефти, бензина и дизеля до Европы. После запрета ЕС на импорт российской нефти и топлива (в декабре 2022 года и в феврале 2023 года соответственно) европейцы стали получать их из США, стран Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Причем из АТР, больше всего из Индии, в Европу шло именно топливо, которое подчас производилось из российской нефти.
Если проблемы с поставками через Красное море дизельного топлива продолжатся, то возможно и возникновение его дефицита в Европе.
Если проблемы с поставками через Красное море дизельного топлива продолжатся, то возможно и возникновение его дефицита в Европе. / Getty Images

По данным Reuters, нефтяной грузопоток через Суэцкий канал сократился вдвое. Но не произошло соразмерного роста перевозок через мыс Доброй Надежды, в обход Африки. По всей видимости, многие поставщики либо придержали отправку грузов, либо перенаправили их на другие рынки.

В Европе тем временем пошли вверх розничные цены на бензин и дизельное топливо (ДТ). Рост не особо большой - 2-5%, но произошел всего за две-три недели. Подорожание затронуло не все страны, а в основном находящиеся на юге и юго-западе Европы. Для них импорт топлива через Красное море и Суэцкий канал был наиболее выгодным маршрутом. Близко и с наименьшими затратами.

Нас, конечно, интересует, как этот рост цен в Европе может затронуть Россию. Санкции против нашей страны и конфликт на Ближнем Востоке делают глобальный рынок сильно сегментированным, но связи пока не разорваны окончательно. И если где-то топливо сильно дорожает, то в конечном итоге это может отразиться и в других частях света.

Как отмечает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов, стоимость нефтепродуктов на оптовом рынке РФ (на бирже СПбМТСБ) растет вслед за мировыми. С 10 января биржевые цены на топливо увеличились в среднем на 15-18%. Отражение повышения оптовых цен на розничном рынке будет ограничивать ФАС, однако практика показывает, что через две-четыре недели они последуют за биржевыми котировками.

За нас сейчас сыграли снижающиеся цены на нефть, которые упорно не хотят задержаться на уровне выше 85 долл. за баррель (сейчас в районе 77 долл. за баррель). Это сдерживает рост цен на топливо не только в Европе, и остужает рынок, в том числе и российский.

По словам руководителя экономического департамента Института энергетики и финансов Сергея Кондратьева, увеличение цен на ДТ (больше всего мы экспортируем его и мазут) в Европе и АТР приводит к тому, что растут экспортные цены.

В конце января цены на ДТ в Средиземноморье выросли на 10% (до 890 долл. за тонну), но сейчас торгуются лишь на 3-4% выше январских уровней. Поэтому этот скачок цен едва ли как-то заметно отразится на росте цен на бирже и на розничной стоимости топлива в России. На биржевые цены сейчас (в моменте) в большей степени влияют уровень предложения топлива со стороны нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и действия регулятора, считает Кондратьев.

По мнению доцента Финансового университета при Правительстве РФ Валерия Андрианова, розничные цены в России не следуют "послушно" не только за мировым котировками, но даже за внутренними оптовыми ценами. Ценники на АЗС находятся под жестким контролем ФАС, поэтому повышение стоимости топлива - это уже совсем крайняя мера для нефтяных компаний. И, опять-таки, исходя из опыта прошлой осени, именно подорожание нефтепродуктов в рознице является для правительства триггером принятия жестких решений (на динамику цен в опте правительство может до поры до времени закрывать глаза, но прямого раскручивания инфляции за счет топливного рынка оно не допустит). Поэтому ожидать здесь какого-то нового роста пока не стоит, уточняет эксперт.

Но все же влияние на российский рынок возможно. Одним из значимых поставщиков для Европы после эмбарго на импорт российских бензина и ДТ стала Турция. Она не присоединилась к санкциям против нашей страны, импортировала из России ДТ, а производимые у себя его объемы (в том числе и из российской нефти) отправляла на экспорт в Европу. Кроме того, возможен вариант со смешением российского топлива с турецким или топливом из других стран, например из Азербайджана. Это позволит Турции увеличить объемы экспорта и обойти ограничения ЕС. И в этом случае Турция будет готова импортировать из России большие объемы нефти и ДТ, а это скажется на нашем рынке.

С точки зрения Андрианова, Россия в 2023 году и так нарастила экспорт дизеля на 11% - не факт, что существуют свободные объемы для значительного увеличения экспортных поставок. Тем более что российский дизель нужен не только Европе, но и многим другим потребителям, в частности Бразилии, которая испытывает трудности с нефтепродуктами и поэтому стала в последние месяцы ведущим импортером дизтоплива из РФ.

На биржевые цены топлива в России сейчас больше всего влияют объемы его производства и действия регулятора

По словам Кондратьева, рост импорта из России для поставок на турецкий рынок при увеличении отгрузок нефти с турецких НПЗ на экспорт вполне возможен. А вот смешивание российского и азербайджанского топлива вряд ли может осуществляться в значимых объемах (экспорт дизельного топлива из Азербайджана в месяц составляет 40-70 тыс. тонн), такое предложение едва ли может заинтересовать как трейдеров в Турции, так и импортеров в ЕС. Но ждать заметного всплеска поставок ДТ на экспорт из России в ближайшие недели не стоит.

Суэц пустеет

Кризисы на Ближнем Востоке привели к небывалому падению доходов Суэцкого канала. Как проинформировал глава управления канала Усама Рабиа, по итогам января выручка составила всего 428 миллионов долларов. Это почти в два раза меньше показателей первого месяца 2023 года, когда за проход судов по этому пути из Красного в Средиземное море различные компании заплатили 804 миллиона долларов.

По словам Рабиа, "канал сильно пострадал от последних событий в регионе и кризиса в Красном море". Он впервые в истории переживает такой кризис. Прежде показатели только улучшались.

В январе количество танкеров и сухогрузов, которые прошли через Суэцкий канал, сократилось на 36 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2023 года (1362 против 2155 судов). На фоне напряженности в Красном море крупнейшие судоходные компании еще в конце прошлого года приняли решение перенаправить суда по маршруту вокруг мыса Доброй Надежды. В результате ряд европейских производителей столкнулись с проблемами с поставками.

Подготовил Юрий Когалов