До 2025 года в регионах придется заменить 100 тысяч старых лифтов
В Ульяновской, Ярославской и Астраханской областях больше всего лифтов, отслуживших нормативные 25 лет. Такие данные обнародовал Национальный лифтовой союз (НЛС). В этих регионах больше половины всех подъемников достигли предельного возраста.
Напомним, по требованиям технического регламента Таможенного союза все лифты, отслужившие четверть века, необходимо заменить до 15 февраля 2025 года. После этой даты их просто нельзя будет эксплуатировать, и жители многоэтажек могут остаться без подъемников. По данным НЛС, по всей стране за год нужно заменить 100 тысяч лифтов. Это практически каждый пятый из общего числа стоящих на учете. Как отмечают эксперты отрасли, на это нужно 300 миллиардов рублей.
Но как подсчитали в НЛС, даже если взять сегодня все деньги из фонда капремонта и направить их на замену лифтов, то удастся обновить только 60% всего лифтового хозяйства регионов. И это при том, что придется отказаться от ремонта крыш, фасадов, замены коммуникаций. "За прошлый год нам удалось установить 18 тысяч новых лифтов, но ежегодно примерно такое же число исчерпывает нормативный срок службы, - отмечает Виктор Тишин, президент Национального лифтового союза. - Получается, что едва удается бороться только с текущим старением".
Так, в Крыму к 2025 году предельного возраста в 25 лет достигнут 80% всех лифтов, а в Удмуртии есть кабины, которым уже больше 40 лет. "Проблема действительно серьезная, но катастрофической я бы ее не назвал, - добавляет Алексей Захаров, первый вице-президент НЛС. - Это не означает, что все это лифты, которые назавтра рухнут. Нормативный срок службы - 25 лет - производитель определяет исходя из средних параметров износа, когда лифт оптимальнее всего заменить или капитально отремонтировать. Если лифт обслуживает серьезная организация, которая внимательно отслеживает его состояние, а не проходимцы, которые формально бумажки выписывают, техника может служить и после этого срока".
Какой выход видят специалисты, отчетливо понимая, что старые лифты за год не заменить. Они будут работать или их будут эксплуатировать до первой аварии? "Придется обращаться в Евразийскую комиссию с просьбой продлить срок службы лифтов еще на 3-5 лет. Если не продлят, все старые лифты придется вывести из эксплуатации, запускать их будет нельзя, - говорит Виктор Тишин. - Но и продление сроков - палка о двух концах, кому-то это даст повод, что лифты и дальше можно не менять. В итоге ситуация может принять угрожающий оборот".
Пока смертельных случаев из-за аварийных ситуаций в лифтах немного, более того, отмечается тенденция к их снижению. Так, по данным НЛС, за прошлый год погибло пять человек, трое - в жилых домах и двое в нежилом секторе, 23 человека были травмированы. С учетом того, что в стране 550 тысяч официально зарегистрированных лифтов, цифра летальных исходов небольшая. Что, впрочем, не может служить утешением. Так, в конце прошлого года женщина в Нижнем Тагиле завезла коляску с ребенком в кабину, а когда стала заходить сама - лифт неожиданно поехал вверх. К счастью, осталась жива, не пострадал и малыш, но обе ноги женщины переломаны, ей приходится лечиться и сегодня. К слову, по программе капремонта заменить лифт в этом доме должны были только через 20 лет.
Как надеются эксперты отрасли, ситуация с контролем безопасности лифтов должна измениться. С 1 сентября этого года Ростехнадзор возвращается к контролю лифтового хозяйства. Будут регулярно проходить внеплановые проверки по сигналам жителей. Введены серьезные штрафы: до миллиона рублей могут взыскать с юридических лиц.
И все же как ускорить замену лифтов, учитывая то, что на повышение тарифов люди не согласны. Стандартный подъемник в девятиэтажке стоит больше трех миллионов рублей. Выбирая между тем, копить на его покупку несколько лет или отремонтировать крышу, которая течет сегодня, собственники, конечно, выбирают крышу. "Специальные программы по замене лифтов работают, но ситуация в разных регионах разная, - отмечает исполнительный директор НЛС, секретарь комиссии по вопросам лифтового хозяйства ОС при Минстрое России Петр Харламов. - Разработан механизм ускоренной замены лифтов за счет спецсчетов в банках, когда можно растягивать платеж кредитному учреждению за счет будущих платежей. Эта технология дает хороший эффект. Но мы предлагаем проводить еще и автоматическую индексацию средств на спецсчетах, где аккумулируются деньги на покупку лифтов. Важно, чтобы эти средства не обесценивались". Есть и другие способы. В Санкт-Петербурге, например, где очень много исторических зданий, при этом низкие взносы на капремонт, замена лифтов субсидируется за счет городского бюджета. Пару лет назад были точечные вливания денег фонда реформирования ЖКХ, тогда удалось закупить почти две тысячи лифтов.
Но нужны новые механизмы финансирования - как на уровне региональных, так и федеральных властей.
В России насчитывается более 20 производителей лифтов. "Мощности российских заводов позволяют выпускать более 60 тысяч лифтов в год, что может полностью обеспечить потребность фондов капремонта в новом лифтовом оборудовании", - рассказали "РГ" в минпромторге. Отечественные заводы готовы покрыть необходимую потребность в лифтах, подчеркнули в министерстве.
В 2023 году в ходе капремонта было заменено 8,2 тыс. лифтов, за пять лет - около 70 тыс., говорит исполнительный директор Ассоциации региональных операторов капремонта Анна Мамонова. На 2023-2024 годы запланирована замена 38,6 тыс. лифтов, но при необходимости заменить до февраля 2025 года в целом около 80 тыс. "подъемников" остается еще 43 тыс. "Сейчас в органах власти обсуждается продление этих сроков", - отметила Мамонова. Темпы замены, по ее словам, зависят даже не от того, уделяет ли регион этому внимание. И минпромторг, и минстрой направляют заявки на федеральные субсидии. Но пока такого решения нет, отмечает эксперт.
"Субъекты должны справляться своими силами или использовать инструменты рассрочки, которые сейчас банки активно предоставляют", - говорит Мамонова.
Подготовила Марина Трубилина
Куда обращаться, если у вас в доме опасный лифт?
Первым делом нужно написать заявление в вашу УК и в организацию, обслуживающую лифты в доме. Если они не реагируют, обратиться в Жилинспекцию и в Ростехнадзор. Если и это не привело ни к каким результатам, жаловаться в прокуратуру.