Документ требует от администрации США подготовить стратегию поддержки Украины на несколько лет вперед, в которой были бы прописаны интересы Вашингтона, "конкретные и достижимые цели", способы "измерения прогресса" и оценки расходов. Кроме того, в законопроекте предлагается выделить деньги на поддержку Израиля (14 млрд долларов), меры по безопасности южной границы США на фоне кризиса с нелегальными мигрантами (20 млрд) и иные цели.
Опубликованный документ - это попытка совместить украино-израильский запрос, который президент Джо Байден направил в конгресс еще в октябре, с требованиями конгрессменов-республиканцев усилить контроль над расходами на Украину и принять меры для решения проблем на границе США с Мексикой, где в прошлом году было зафиксировано рекордное число нелегальных мигрантов. Сенат, контролируемый соратниками Байдена по Демократической партии, вместе с Белым домом вымучивал эту попытку компромисса около двух месяцев. Она включает в себя механизм, который обяжет власти перекрывать границу для мигрантов, если их число в течение недели будет превышать 5 тысяч человек, а также усложнит для них процесс получения убежища.
Сам Байден "решительно поддержал" законопроект, который полностью удовлетворяет его неугасающий аппетит к накачиванию Киева деньгами. Глава Белого дома назвал документ "двухпартийным соглашением", которое включает "жесткий и справедливый набор пограничных реформ", а также позволит продолжить помощь Украине и поддержать Израиль. Глава государства призвал конгрессменов "без промедлений" отправить документ к нему "на стол", чтобы он мог его "немедленно подписать".
Реакция республиканцев, которые имеют большинство в палате представителей, ждать себя не заставила. Спикер нижней палаты Майк Джонсон заявил, что документ "обречен на провал". "Я видел достаточно. Этот законопроект оказался даже хуже, чем мы ожидали, - категорично заявил он. - Он не приблизит нас к разрешению катастрофы на границе". Джонсон не уточнил, будет ли выносить документ на голосование в палате представителей, если тот все же будет утвержден сенатом. Однако лидер республиканской фракции в нижней палате Стив Скэлис заверяет, что законопроект "не будет вынесен на голосование". Скэлис также посчитал документ недостаточно жестким, указав, что он фактически легализует прибытие в США до 5 тысяч мигрантов в день.
Дабы не выглядеть деструктивными, Джонсон и его соратники намерены перехватить инициативу. Они представили законопроект, который выделит 17,6 млрд долларов на помощь Израилю, а также 3,3 млрд долларов на поддержку набирающих обороты операций США на Ближнем Востоке. В этом документе нет ни слова об Украине, к поддержке которой у республиканцев все больше вопросов, ни о миграционном кризисе. Некоторые эксперты предполагают, что на фоне обострения ситуации с охраной границы в штате Техас республиканцы решили сделать критику миграционной политики Байдена главной темой кампании перед выборами 5 ноября 2024 года. По этой логике они теперь вообще не хотят никакой сделки с Байденом по границам, а хотят решать этот вопрос по-своему уже после выборов в расчете на победу на них.
Однако проблемы есть и у Джонсона. В его законопроекте нет положений, вызывающих острые противоречия, но демократы могут все равно проголосовать против него в знак поддержки сенатской версии, на которой настаивает Байден. Предложение Джонсона уже раскритиковали в Белом доме. Более того, проект спикера не понравился и ультраконсервативной части его однопартийцев. Крайне правые республиканцы считают, что их спикер, пытаясь сделать документ более приемлемым, не включил в него их требования о сокращении бюджетных расходов.
В результате не исключено, что на этой неделе и сенат, и палата представителей проголосуют по представленным законопроектам. Если каждая из палат утвердит свою версию, то, возможно, из их представителей будет создана специальная комиссия, которая попытается выработать единый подход. Но каким и когда будет компромисс, если он вообще будет, в Вашингтоне пока никто предсказать не возьмется. В разгар кампании перед выборами в ноябре 2024 года американские политики не слишком настроены договариваться между собой.