Большинство компаний приходят к выводу, что руководители должны трудиться в офисе или посещать его хотя бы несколько раз в неделю. Это показывает анализ вакансий, проведенный компанией UTEAM. Только 4% руководителей могут претендовать сегодня на работу в удаленном формате, сообщили в Superjob. В то время как для некоторых линейных сотрудников доля таких вакансий доходит до 20-25%. В основном речь идет о менеджерах по продажам, особенно по работе с ключевыми клиентами компании, операторах кол-центров, инженерно-техническом персонале, проектировщиках и специалистах.
Чаще всего с требованием работать в офисе сталкиваются руководители направлений, начальники отделов и групп, администраторы, отмечают опрошенные "Российской газетой" эксперты. То есть те руководители, которые непосредственно контролируют работу сотрудников на месте и соблюдение дисциплины. В меньшей степени это относится к топ-менеджменту. Специалисты высшего звена чаще других работают удаленно, говорит Марина Лопатина, эксперт Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС. Так как они наиболее опытные работники, к ним выше уровень доверия, их производительность уже известна, отмечает она.
До 80% задач CEO можно решить в удаленном формате, считает основатель LEPIKHIN CLUB Игорь Лепихин. Но эффективность руководителя в разы выше, если он умеет совмещать сразу оба подхода в работе: как в офисе, так и удаленно, отмечает он. При этом есть мероприятия, которые требуют личного присутствия. Переговоры и мозговые штурмы в удаленном формате малоэффективны, это отмечают большинство опрошенных экспертов. Регулярные встречи руководства с командой просто необходимы, считает Валентина Романова, HR-директор Level Group. Отсутствие личного контакта между руководством и коллективом способно тормозить развитие бизнеса в целом, уверен Юрий Гизатуллин, фаундер IT-компании Tiqum. Есть примеры суперэффективных команд, работающих в удаленном формате, но нет примеров суперэффективных корпораций. "С определенного уровня организационной сложности в компании удаленка перестает быть эффективнее офисной коммуникации", - поясняет он.
Компании руководствуются накопленным опытом, считает Татьяна Захарова, к.э.н., доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова. Те, для кого опыт удаленной работы оказался позитивным, используют его и дальше. Но есть компании, которым было сложно перестроить привычные системы управления. "До сих пор некоторые руководители не готовы даже проводить совещания и планерки дистанционно", - говорит Захарова. Активный отказ от руководителей на удаленке идет на производствах, объектах торговли и услуг, то есть в тех сферах, где и сами сотрудники не имеют возможности работать удаленно.
В компаниях накопилось немало примеров, когда удаленка шла не на пользу делу. Был случай с SEO-специалистом, который за две отведенные на выполнение задачи недели не смог этого сделать. После чего принял решение выйти в офис и справился с задачей за два дня, говорит генеральный директор Megagroup.ru Владимир Затолокин. Менеджер по продажам, который перешел на гибрид, не мог выполнять поставленный перед ним KPI. "Смена обстановки помогла добиться высоких показателей", - отмечает Затолокин.
И все же людей, которые считают, что в домашнем режиме их эффективность в два с лишним раза больше, чем тех, кто отметил снижение эффективности, отметили в UTEAM. До трети сотрудников хотели бы иметь гибридный график с четким графиком посещения офиса. И компании все чаще используют этот подход, прописывая дни посещения офиса.