Из Европейского фонда мира на эти цели было выделено два миллиарда евро. Половина этой суммы должна была обеспечить немедленные поставки из тех запасов, которыми обладали страны-члены Евросоюза, компенсировать им стоимость имевшихся в арсеналах снарядов.
Вторая часть должна была быть потрачена на совместные закупки (через Европейское оборонное агентство) и увеличение производственных мощностей артиллерийских заводов. Для выполнения этих закупок Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Кипр, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Португалия, Румыния, Словакия, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция, Эстония, а также не входящая в ЕС Норвегия подписали соответствующее соглашение.
Однако почти год спустя выяснилось, что в лучшем случае этот план будет выполнен только наполовину. Как призналась глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, к марту ЕС поставит Украине только около 500 тысяч снарядов. На этом фоне верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель выступил с оригинальной идеей - отказаться от поставок снарядов третьим странам, направить всю продукцию с заводов исключительно на Украину. "Самый быстрый, дешевый и эффективный способ увеличить поставки снарядов Украине - это прекратить экспорт в третьи страны", - заявил он.
Правда, не до конца ясно, имел ли он в виду только страны, не входящие в ЕС, или говорил также о членах Евросоюза, которые уже практически опустошили свои склады ради киевского режима. Тот самый проект совместных закупок, которые подписали 18 европейских стран, предусматривал не только поставки снарядов Украине, но и восстановление собственных запасов этих стран. Ведь когда к марту 2023 года страны ЕС отправили киевскому режиму порядка 350 тысяч снарядов, они практически истощили свои запасы.
Примечательно, что европейцы не только бесплатно передают Киеву снаряды, но и продают их ему. "Мы продаем на коммерческой основе Украине огромное количество снарядов", - признавался сам Боррель. А для этого страны ЕС должны сами их закупить, подписав соответствующие контракты с заводами. Своим последним высказыванием еврокомиссар фактически призвал к нарушению условий контрактов, подписанных с заказчиками и рассчитанных не на один год, что выставляет ЕС как неблагонадежного партнера.
Впрочем, даже без этого Евросоюз уже показал, что не умеет выполнять обещания. Поставки заявленного миллиона снарядов ведь не выполнены. А дополнительные контракты (по данным официального представителя главы дипломатии ЕС Петера Стано, их было заключено более 20) позволяют поставить Украине лишь около 180 тысяч снарядов. Не миллион.
Конечно, сообщается о росте производства, точнее, об обещаниях властей ряда стран это сделать. За минувшие месяцы они прозвучали со стороны Болгарии, Польши, Финляндии, Франции, Чехии, Швеции, а также не входящей больше в ЕС Британии. Но результат пока совсем не такой, как хотелось бы западным политикам.
О проблемах с достижением поставленной цели производители говорили еще год назад. Они отмечали, что можно построить новые заводы, нарастить мощности уже существующих, но быстро увеличить количество выпускаемых боеприпасов это не поможет. Дело в том, что для производства снарядов нужны соответствующие компоненты, в первую очередь взрывчатые вещества (порох, тротил). А поставщики и так загружены заказами, и европейцам приходится делать заказы в других частях света. Повышенный же спрос привел к росту цен. В итоге снаряды обходятся ЕС гораздо дороже, чем ожидали политики. А это значит, что и закупить на выделенные средства они смогут меньше боеприпасов.