Недвижимость будут продавать на маркетплейсах
Развитие информационных технологий и тренд на продажу товаров через крупные агрегирующие онлайн-платформы не обойдет стороной и рынок риелторских услуг. Об этом говорят опрошенные "РГ" эксперты.
"Один из пугающих риелторов прогнозов: с развитием цифровизации могут появиться продажи объектов недвижимости через условную корзину покупок. Это когда на условном классифайде застройщик или агентство недвижимости в витрине предложений будут выставлять объекты с огромным количеством материала - 3D-турами, визуализациями, планировками. Клиент сможет положить приобретение в корзину, как мы это сегодня делаем в маркетплейсах, тут же подписать договор купли-продажи и провести оплату", - рассказывает "РГ" гендиректор "Городского риелторского центра" Юлия Усачева.
Очевидно, продолжает она, с развитием цифровизации, появлением открытых площадок, позволяющих выбрать жилье самостоятельно, а также растущим объемом информации в интернете, работа агентов усложнится. "Предполагаю, что через 10 лет на рынке недвижимости останутся узконаправленные компании. Например, одно агентство будет специализироваться только на новостройках, другое - на загородной недвижимости, третье - на вторичной недвижимости и так далее", - добавляет эксперт.
"Я бы сказала, что рынок риелторских услуг становится более разрозненным, а компании более узкоспециализированными уже сегодня, - отмечает гендиректор международного агентства элитной недвижимости Golden Brown Group Татьяна Бурлаковская. - Условно, сейчас одни компании занимаются только вторичной недвижимостью, вторые - инвестиционной жилой, третьи - коммерческой. Здесь нужно знать и уметь использовать разные инструменты, поэтому сами риелторы занимаются либо одним, либо другим".
Если говорить про цифровизацию, то искусственный интеллект даст возможность использовать более глубокую аналитику, продолжает эксперт. ИИ не сможет полностью заменить живого брокера, но применять его как инструмент аналитики возможно уже сейчас, что многие и делают.
Тем временем востребованность услуг риелторов растет. "Например, по данным "Авито Работы" в третьем квартале 2023 года спрос на услуги риелторов и агентов по недвижимости в России был в 2,1 раза выше, чем годом ранее. Компании активно ищут в штат риелторов в тех городах, где спрос на недвижимость растет, а также ведется активное строительство новостроек. Лидерами по такой динамике в прошлом году стали Тюмень, Краснодар и Москва", - отмечает в разговоре с "РГ" бренд-маркетолог экосистемы "ТРЕНД Новостройки" Марина Бабич.
Цифровизация изменила многие процессы уже сейчас. Альтернативой классической сделке купли-продажи в МФЦ стала онлайн-регистрация. Доля таких сделок с каждым месяцем растет. При этом подготовка к онлайн-регистрации требует другого подхода, поэтому риелторам также приходится перестраивать свою работу.
По данным Росреестра, доля сделок в электронном виде выросла в два раза за последние три года, а, например, 99 процентов опрошенных жильцов квартир хотят взаимодействовать с управляющими компаниями исключительно через мобильное приложение.
"Именно поэтому девелоперы, риелторские агентства, застройщики также движутся в сторону цифровых сервисов и экосистем. В 2020 году только четыре процента девелоперов были готовы перейти к цифровизации, но при этом более 40 процентов считали ее своим приоритетом в развитии. Сейчас все компании разрабатывают полноценные экосистемы, которые позволяют взаимодействовать с покупателями онлайн", - добавляет Марина Бабич.
"При этом надо отметить, что цифровизация процессов, вероятно, больше всего коснется рынка новостроек, когда реализация ведется отделом продаж застройщика. А на рынке вторичного жилья, где одно физическое лицо пытается продать объект недвижимости другому физическому лицу, помощь риелтора будет нужна всегда. Распутывать сложные ситуации, которые могут возникать при покупке и реализации "вторички", под силу только профессионалу в этой области. Он поможет выстроить стратегию, найдет самый выгодный вариант, разберет юридические нюансы", - отмечает Юлия Усачева.
Но даже с новостройками не все можно решить с помощью цифровых алгоритмов. "В крупных городах все больше разных застройщиков, а по ипотеке все больше условий. Раньше не было такого разнообразия и людям было проще выбирать и рассчитывать ту же ипотеку самостоятельно. Но сейчас на это надо потратить кучу времени и сил, и гораздо проще и логичнее обратиться к специалистам. Во-первых, людям нужны люди, а во-вторых - это хороший сервис. Так что услуги востребованы, а их качество растет", - отмечают в Центре недвижимости "МЁД".
Не стоит забывать, что рынок риелторских услуг в России меняется и из-за появления крупных конкурентов. Недвижимостью занимаются банки, строительные компании и ИТ-сервисы, что снижает прибыльность традиционных агентств. "Развитие цифровых технологий и изменение потребительского поведения могут привести к тому, что традиционные агентства, ориентированные на сетевой маркетинг, в том числе, с помощью недобросовестных приемов, столкнутся с уменьшением спроса, - говорит операционный директор компании Ox Capital Сервер Муртазаев. - Более системный подход с акцентом на качество услуг, эффективное управление ресурсами и адаптация к цифровым трендам могут стать ключевым фактором успешности в будущем".