Холдинг представляет свою продукцию на 11-й Национальной выставке и форуме инфраструктуры гражданской авиации NAIS-2024. В числе экспонатов - натурные образцы и макеты высокотехнологичного оборудования, а также инновационные решения в области аэронавигации и обеспечения работы Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (ЕС ОрВД). Особое внимание уделено разработкам, предназначенным для обеспечения безопасности совместных полетов беспилотных и пилотируемых воздушных судов.
Концерн впервые демонстрирует специалистам и гостям выставки макет бортового цифрового вычислительного модуля (БЦВМ), предназначенного для управления полетом беспилотного летательного аппарата (БПЛА). Модуль был создан в ходе научно-исследовательских работ по унификации бортового оборудования для БПЛА разных классов и предназначения. У него отечественная элементная база (95 процентов компонентов - российского производства), а также собственная операционная система реального времени и собственное специальное управляющее программное обеспечение (ПО). Последнее гарантирует отсутствие каких-либо закладок (скрытно внедренных в систему программ). Изготовлением плат и корпусов модуля также занимаются предприятия холдинга.
Данный БЦВМ - унифицированный, он обеспечивает взаимозаменяемость модулей в различных типах БПЛА при ремонтах и модернизации, а также позволяет ускорить разработку новых типов и моделей БПЛА.
Другой выставочный образец новой разработки концерна - автоматизированная система мониторинга использования воздушного пространства (ИВП) "Безопасное небо". Эта разработка - комплексное решение по созданию региональных центров мониторинга ИВП, а также защиты объектов критической инфраструктуры.
Система мониторинга включает пять функциональных модулей: "Наблюдение", "Идентификация", "Контроль", "Противодействие", "Цифровые пользовательские сервисы". Каждый из них это программно-технический комплекс, построенный на базе собственных изделий и ПО концерна, а также компаний, входящих в кооперацию.
Модуль "Наблюдение" формирует единую картину воздушного пространства на основе сбора и объединения данных от разнотипных источников информации - средств первичной радиолокации, многопозиционных систем наблюдения, оптических датчиков и др. Применяемые алгоритмы обработки информации позволяют не только эффективно отождествлять данные от разнотипных источников, но и компенсировать недостатки каждой из технологий в отдельности, тем самым обеспечивая максимальную полноту и достоверность представляемой информации.
Законность использования воздушного пространства определяет модуль "Идентификация", средствами которого производится селекция обнаруженных объектов по категориям (самолет, вертолет, БПЛА, птица), а также по правам использования воздушного пространства. Для идентификации законных пользователей воздушного пространства была разработана серия бортовых передатчиков (транспондеров) для оснащения БПЛА различного назначения. Созданные алгоритмы анализа информации позволяют выявлять нарушителей порядка ИВП, выполняющих полеты без соответствующих средств идентификации и разрешений на ИВП.
Полученная первыми двумя модулями информация поступает в модуль "Контроль", который обрабатывает все данные о полетах в режиме реального времени. Это позволяет формировать актуальную информационную модель воздушной обстановки, а также выявлять нарушителей порядка ИВП и прогнозировать конфликтные ситуации между воздушными судами. Другая важная задача модуля "Контроль" - автоматическое формирование и отправка сигналов тревоги и предупреждений о выявленных угрозах нарушения порядка ИВП операторам системы и заинтересованным уполномоченным органам управления и контроля воздушного пространства.
В состав модуля "Противодействие" могут входить специальные средства подавления каналов управления БПЛА-нарушителей, а также средства пресечения их полета, например БПЛА-перехватчики.
Модуль "Цифровые пользовательские сервисы" обеспечивает взаимодействие системы с гражданскими информационными системами различного назначения и пользователями воздушного пространства, предоставляя им широкий спектр информации, необходимой для реализации их целей и задач.
Стоит отметить, что все оборудование и ПО системы мониторинга использования воздушного пространства "Безопасное небо" созданы в России. Это исключительно отечественное решение, способное обеспечить контроль ИВП и гарантированную защиту объектов критической инфраструктуры.
Главная особенность системы - простота ее масштабирования, формирование зоны ответственности системы происходит подобно созданию мозаичного панно. Необходимое для создания системы мониторинга ИВП оборудование устанавливается в определенных точках на местности, также рассчитываются зоны покрытия (наблюдения), определяются необходимые типы и номенклатура средств наблюдения и связи, архитектура системы.
Для тех, кто эксплуатирует беспилотники, система мониторинга ИВП "Безопасное небо" предоставляет возможность быстрого формирования планов полетов и их согласования с соответствующими инстанциями, разрешающими использование воздушного пространства. Эксплуатант БПЛА, подав заявку на полет через цифровые сервисы системы, получает полную информацию о районе воздушного пространства, в котором собирается летать, с учетом всех ограничений и запретов на ИВП. Это позволяет правильно и корректно сформировать план полета и обезопасить себя от нарушений.
Кстати, в случае нарушения порядка ИВП - обнаружения системой прогнозируемого попадания в закрытую зону воздушного пространства - система заблаговременно предупредит об этом владельца БПЛА и оператора, дав возможность устранить нарушение самостоятельно - перепланировать маршрут или увести БПЛА от запретной зоны в ходе полета.
В преддверии выставки генеральный директор АО "Концерн ВКО "Алмаз - Антей" Ян Новиков напомнил, что концерн является системным интегратором и головным исполнителем программы модернизации Единой системы организации воздушного движения в России.
"Еще в прошлом году мы успешно завершили этот масштабный проект, причем с использованием только отечественных передовых технологий, оборудования и программного обеспечения, - отметил он. - Это стало возможным благодаря пониманию важности создания системы организации безопасного воздушного движения, поддержке руководства страны, а также согласованному и системному подходу исполнителей".
Генеральный директор отметил, что холдинг поставил оборудование и выполнил работы в интересах аэронавигационной системы России на сумму свыше 100 миллиардов рублей. "Сейчас крайне важной задачей является обеспечение контроля использования БПЛА, а также интеграция отечественных беспилотных систем в единое воздушное пространство, - сказал Ян Новиков. - Концерн предлагает ряд инновационных перспективных решений в этой области, при этом актуальность скорейшего внедрения представленных нами систем очевидна".
Заместитель генерального директора по продукции для аэронавигационной системы и продукции двойного назначения концерна Дмитрий Савицкий сообщил, что у холдинга накоплен огромный опыт по созданию различных автоматизированных систем организации воздушного движения, которые подтвердили свою высокую надежность и эффективность работы в любых условиях. "Этот опыт необходимо максимально использовать и для решения новых технических задач, а также создания уникальных перспективных систем контроля и управления движением БПЛА", - отметил он.
На Национальной выставке и форуме инфраструктуры гражданской авиации NAIS-2024 можно узнать о технологических решениях по созданию и интеграции в систему безопасности специальных дронопортов для БПЛА-перехватчиков. Размещение парка БПЛА-перехватчиков на базе дронопортов позволит сократить время реакции и повысить эффективность применения и обслуживания БПЛА-перехватчиков за счет автоматизации процессов запуска, посадки и обслуживания. Гостям выставки будут продемонстрированы дронопорты "Коптер-Л01-5" и "Эри-Мини".
На стенде холдинга АО "Концерн ВКО "Алмаз - Антей" также представлены модели доплеровских метеорологических локаторов "ДМРЛ-3" и "ДМРЛ-С". Их применение позволяет рассчитывать и отображать интенсивность осадков за любой интервал времени, определять опасные явления погоды, такие как град, гроза, шквальные усиления ветра, сильная турбулентность.
Кроме того, в экспозиции можно увидеть радиолокационно-оптический комплекс обеспечения безопасности объектов и нейтрализации БПЛА ROSC-1, трассовый радиолокационный комплекс "Сопка-2", аэродромный радиолокационный комплекс "Лира-А10".
Кроме реализации своего основного назначения ROSC-1 может быть использован в интересах орнитологического обеспечения полетов, что крайне важно в современных условиях, в оперативной работе и для статистической обработки орнитологической информации.
АРЛК "Лира-А10" предоставляет радиолокационную информацию о воздушной обстановке в зонах аэропортов для автоматизированных систем управления воздушным движением. Он может работать в автоматическом режиме без постоянного присутствия персонала и сопрягается с любыми современными средствами и системами организации воздушного движения.
Среди представленного на выставке оборудования есть также элементы новой отечественной аэродромной светосигнальной системы посадки, макеты моноимпульсного вторичного радиолокатора и мобильного радиомаяка "Мангуст", а также БПЛА различных типов и назначения, производимых предприятиями концерна.
На стенде есть возможность ознакомиться с натурными образцами комплекса средств автоматизации деятельности аэропорта "Авиапортал", оборудованием нового пульта диспетчера обслуживания воздушного движения АРМ-Д, а также с мобильной аппаратурой летного контроля АЛК-М.
АО "Концерн ВКО "Алмаз - Антей" является основным производителем и системным интегратором всей высокотехнологичной продукции для Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД ) в России. Как головной исполнитель модернизации ЕС ОрВД концерн создает современные средства наблюдения, навигации, управления и связи, а также задействует весь отечественный научно-технический и промышленный потенциал.
Единая система организации воздушного движения Российской Федерации обслуживает территорию общей площадью свыше 26 миллионов квадратных километров, протяженность маршрутов полетов составляет более 800 тысяч километров. Для организации и управления воздушным движением установлено более 100 комплексов автоматизации планирования использования воздушного пространства и управления воздушным движением, около 800 единиц средств наблюдения, свыше 2000 единиц средств навигации и посадки, которые разработаны и поставлены концерном.