Такой сценарий не исключил посол по особым поручениям МИД России Николай Корчунов. "Мы исходим из того, что у нас в наличии должны быть все опции для внешнеполитического маневра, включая и выход из Арктического совета, если его деятельность не будет соответствовать российским интересам", - заявил дипломат. Логика российского внешнеполитического ведомства понятна: с вступлением Финляндии в НАТО и ожидаемым присоединением к нему Швеции партнерами России по Арктическому совету станут исключительно страны - члены западного военно-политического блока.
Они под надуманными предлогами ведут дело к милитаризации Арктики и ускоренному превращению этого региона в очередной плацдарм противостояния с нашей страной. Так, в принятой летом 2022 года обновленной стратегической концепции НАТО оправдывало необходимость усиления своей активности в Арктике потенциальными возможностями Москвы "нарушить свободу навигации" в северных широтах.
После начала СВО на Украине работа некогда деполитизированной "арктической восьмерки", где с 1996 года Россия, Дания, Исландия, Канада, Норвегия, США, Финляндия и Швеция объединяли усилия во имя охраны окружающей среды, обеспечения устойчивого развития приполярных регионов и достижения других гуманитарных целей, оказалась практически полностью парализованной. Это произошло из-за демонстрационного отказа западных стран продолжать сотрудничество в совете во время двухгодичного председательства в нем нашей страны.
Тогда в госдепартаменте США завили, что совет способен реализовать большинство своих проектов без участия РФ. Однако с учетом того, что к России относится порядка 60 процентов территорий Заполярья, по факту западники "изолировали" от Арктики и реализуемых здесь гуманитарных проектов сами себя. В том числе лишили коренных жителей региона возможности решать их проблемы на международной площадке. Пока же, по словам посла Николая Корчунова, на сегодняшний день взаимодействие в рамках Арктического совета идет на "самых малых оборотах".