06.02.2024 10:21
    Поделиться

    Воронежский авиазавод получит заем от ФНБ на модернизацию

    Ключевые предприятия авиапрома по всей России пройдут глубокую модернизацию, чтобы нарастить выпуск гражданских самолетов к 2030 году. В целом на инвестпроект потребуется свыше одного триллиона рублей (в ценах 2023 года - 865 миллиардов). Часть финансирования решено выделить на возвратной основе - через Фонд национального благосостояния (ФНБ), который вложит до 283,8 миллиарда в облигации Госкорпорации "Ростех". Она же, в свою очередь, распределит деньги по конкретным компаниям, в числе которых - "Воронежское акционерное самолетостроительное общество" (ВАСО). Такая схема заложена в комплексной программе расширения выпуска воздушных судов, двигателей, приборов и агрегатов к ним, которую правительство РФ утвердило в середине января.
    На Воронежском авиазаводе продолжат выпуск дальнемагистральных пассажирских лайнеров.
    На Воронежском авиазаводе продолжат выпуск дальнемагистральных пассажирских лайнеров. / Правительство Воронежской области

    - Документ предусматривает техническое перевооружение предприятий, увеличение заводских мощностей и проведение опытно-конструкторских работ, включая создание новых материалов и электронной компонентной базы, - пояснил глава кабинета министров Михаил Мишустин. - За следующие шесть лет суммарно должно быть построено свыше 600 полностью отечественных лайнеров. Основу парка российских авиакомпаний составят "Суперджеты" и флагманские МС-21. Эту линейку дополнят региональные Ил-114 и сверхнадежные Ту-214 для полетов на средних дистанциях, а также широкофюзеляжные Ил-96-300. В условиях санкций собственный современный воздушный флот имеет важнейшее значение для связанности регионов нашей страны.

    До 2030-го планируется выйти на следующие объемы производства (в год): до 20 самолетов SSJ-New (с импортозамещенным двигателем и другими агрегатами), до 72 единиц МС-21-310, до 12 Ил-114-300, до 20 Ту-214 и до двух Ил-96-30. Суммарно за период реализации инвестпроекта перевозчикам предполагается поставить 142 "Суперджета", 115 Ту-214, 270 лайнеров МС-21, 70 региональных и 12 дальнемагистральных Илов. Для всех этих моделей должна быть создана и система послепродажного обслуживания.

    "В связи со значительным выводом из парка авиакомпаний иностранных воздушных судов и с их замещением авиационной техникой, произведенной в РФ, в течение реализации инвестиционного проекта будет существенно меняться структура парка воздушных судов авиакомпаний, снижаться удельный вес иностранной техники... В состав планируемых к производству отечественных воздушных судов входят воздушные суда с характеристиками, нацеленными на удовлетворение спроса в самом массовом сегменте с точки зрения авиатранспортной связанности российских регионов и мобильности населения... - говорится в паспорте программы. - Объем внутреннего и экспортного рынков до 2040 года оценивается в 1869 воздушных судов, из которых SSJ-New - 342 штуки, МС-21-310 - 990, Ил-114-300 - 190, Ту-214 - 315 и Ил-96-300 - 32".

    Чтобы обеспечить столь внушительный прирост самолетного парка, необходимо завершить ранее начатую реконструкцию и провести дополнительное техперевооружение на заводах в Иркутске, Ульяновске, Казани, Комсомольске-на-Амуре, Нижнем Новгороде, Воронеже и Луховицах (Московская область).

    Чтобы обеспечить внушительный прирост самолетного парка, необходимо завершить ранее начатую реконструкцию

    В частности, на ВАСО для развития программы по МС-21 необходимо модернизировать производство трубопроводов, гидробаков и деталей из полимерных композиционных материалов (судя по приводимому в проекте графику, работа идет с мая 2021 года и вот-вот завершится), а также пилонов для навески двигателей (плановые сроки: с октября 2022-го по март 2026 года). Воронежское предприятие участвует в кооперации по сборке самолета Ил-114, что требует развития общезаводской инфраструктуры. На это отведен период с января 2023 года по декабрь 2025-го.

    На базе авиазавода в столице Черноземья налажен серийный выпуск Ил-96-300 - самого крупного из перечисленных выше самолетов. Неслучайно целевой показатель здесь имеет такой малый порядок - не десятки единиц в год, а всего лишь две. В течение 2025 года ВАСО надеется провести технологическое перевооружение механосборочного производства лайнеров. Кроме того, к декабрю 2025-го следует закончить проекты, начатые в 2022-м: обновление заготовительно-штамповочного производства, цеха окончательной сборки, летно-испытательной станции и центральной заводской лаборатории.

    Объем капитальных вложений в развитие гражданского авиастроения до 2020 года оценивается в 1,003 триллиона рублей в ценах соответствующих лет. Банковские кредиты позволят привлечь около 381 миллиарда, еще 215,5 миллиарда может поступить из федерального бюджета в виде субсидий и взносов в уставный капитал (сумму будут уточнять, исходя из лимитов, доводимых до Минпромторга). Расходы из собственного капитала "Ростеха" не предусмотрены, инвестиции предприятий (в объеме амортизации) могут составить до 122,8 миллиарда.

    На долю Фонда национального благосостояния придется 28,8 процента общего объема капитальных вложений. Эти деньги будут предоставлены путем приобретения Минфином за счет ФНБ облигаций "Ростеха". Ценные бумаги номиналом в тысячу рублей каждая предполагается выпускать в пять приемов, ставка купона - 1,5 процента годовых при длительности каждого купонного периода в 91 день. Срок размещения средств - 15 лет, в первые два года купонный доход будет начисляться и капитализироваться, но не выплачиваться.

    По такой схеме займы под полтора процента годовых получат три объединенные корпорации - авиастроительная, двигателестроительная и приборостроительная, АО "Технодинамика" и концерн "Радиоэлектронные технологии". Деньги направят на опытно-конструкторские работы по созданию авиационных двигателей, приборов и агрегатов, замещение иностранных материалов и электронной компонентной базы, модернизацию и увеличение производственных мощностей, реконструкцию зданий и сооружений, создание системы послепродажного обслуживания. Часть средств уйдет на погашение бридж-кредита от Сбербанка, полученного ранее для более раннего начала инвестпроекта, и других целевых займов в общем объеме до 10 миллиардов рублей. Получатели средств смогут на аналогичных условиях (под 1,5 процента) кредитовать партнеров по кооперации - производителей комплектующих.

    Проект позиционируется как самоокупаемый: погасить заем от ФНБ должны позволить платежи авиаперевозчиков и лизинговых компаний, а также ассигнования федерального бюджета на компенсацию разницы между фактическими затратами на производство самолетов с учетом нормы рентабельности и стоимостью их реализации по директивной цене.

    Однако правительство РФ видит и серьезные риски для возврата инвестиций в гражданское авиастроение. В частности, высока вероятность недофинансирования самого проекта, если учесть, что существенным источником денег в нем являются упомянутые выше федеральные выплаты на компенсацию разницы между себестоимостью машин и ценой продажи. Другой негативный фактор - возможный рост стоимости банковских кредитов, объемы которых, не исключено, придется увеличивать из-за увеличения финансовой емкости программы.

    Высок и риск затруднений с поставками необходимого оборудования, которое не производится в России, из-за санкций. "Ввиду ограниченного времени на реализацию проекта есть риски, что влияние поломок оборудования или недостижение технических требований увеличат задержку выпуска воздушных судов", - отмечено в паспорте программы. Чтобы снизить этот риск, предлагается создать резерв критически важных комплектующих и средств производства.

    Негативно повлиять на реализацию проекта способны также ослабление рубля, увеличение ключевой ставки и повышение инфляции. Если расходы на оборудование и персонал, тарифы естественных монополий вырастут, вырастет и себестоимость российских самолетов, снизив их привлекательность на рынке авиаперевозок.

    "Выбытие воздушных судов из парка перевозчиков и санкционные ограничения на поставку новых самолетов делают продукт уникальным и безальтернативным. Вместе с тем уменьшение объемов производства и реализации воздушных судов существенно влияет на показатели инвестиционного проекта. Меры по снижению риска - подписание с лизинговыми компаниями и авиакомпаниями соглашений о намерениях приобретений воздушных судов, выход на зарубежные рынки по мере насыщения отечественного", - подчеркивается в документе.

    Поделиться