В Белгороде возникли проблемы с вывозом коммунальных отходов

Переполненные контейнеры, горы пакетов на площадке рядом, полиэтиленовые упаковки, разносимые ветром, - неприглядная картина беспокоит белгородцев вот уже которую неделю. Представить себе мусорный коллапс в Белгородской агломерации еще лет пять назад было невозможно, однако теперь это данность. И еще - отдельный вопрос на оперативном совещании при главе региона.

"Отходному" негодованию в Белгородской агломерации - больше месяца. Еще в начале зимы контейнеры оказались переполнены мусором, а комментарии на страницах социальных сетей ответственных чиновников - жалобами и недовольством. Тогда, в декабре, когда горы отходов стали возвышаться над дворами и в Министерстве ЖКХ, и в региональном операторе, причиной сложившейся ситуации назвали обильные снегопады.

Именно из-за снега, который не успевали чистить другие коммунальные службы, мусоровозы вовремя не смогли забирать отходы. В социальных сетях тогда констатировали: мол, зимняя погода преподносила аномальные сюрпризы и раньше, да только мусор вывозился в срок.

Теперь коллапс, по словам главы региона, возник из-за дорожного участка к полигону. На оперативном совещании прозвучало, что система "Инцидент-менеджмент" отобразила за неделю более 460 обращений на мусорную тематику. Курирующий ЖКХ заместитель губернатора Сергей Довгалюк отметил, что жалоб становится больше, и указал на прирост 50 обращений за минувшие семь дней. Значительная их часть касается как раз переполненных площадок с отходами.

В причинах чиновники попытались разобраться. Сергей Довгалюк отметил, что в региональном операторе сообщили о выходе из строя мусоровозов. По докладу ответственных за процессы утилизации мусора, 13 машин сломалось, причем семь потребовало долгосрочного ремонта. Это нарушило всю систему транспортировки отходов.

Система "Инцидент-менеджмент" отобразила за неделю более 460 обращений на мусорную тематику

Глава области Вячеслав Гладков обратил внимание на состояние дороги, которая ведет к полигону захоронения отходов. Он отметил, что именно на этом участке мусоровозы и ломаются. Сергей Довгалюк пояснил: машины сейчас заезжают прямо на сам полигон.

- Если в летний период они пользуются перегрузочной площадкой, то в зимний - заезжают на тело полигона. В результате - порез шин, - отметил он.

- А почему мы не можем заставить собственника, который зарабатывает на полигоне, привести в нормативное состояние данный участок дороги? - задал вопрос Вячеслав Гладков.

- Ввиду того что полигон Стрелецкий выходит в этом году из эксплуатации и мы переходим на Яковлевский полигон по плану, собственник считает нецелесообразным вкладывать деньги в строительство дороги, - пояснил Сергей Довгалюк.

Впрочем, это не главная причина.

- Он мог бы восстановить дорогу, - продолжил замгубернатора. - Но есть существенная задолженность регоператора перед полигоном. И у него сегодня нет средств, чтобы выделить их на эти цели.

Компания "Экотранс", которая сейчас занимается захоронением отходов на полигоне Стрелецкий, ранее долгое время оставалась ключевым участником рынка обращения с отходами в регионе. Транспортировка, утилизация, а также переработка вторсырья выполнялась ею на значительной части региона. Однако после долгих лет работы бизнес-структура подала в суд, чтобы взыскать долги за свои услуги с регоператора. И теперь на стороне компании "Экотранс" решение суда. В документе говорится о сумме в 140 миллионов рублей, которые компании должны выплатить.

Тем временем региональный оператор по обращению с отходами Центр экологической безопасности стал участником судебных процессов в том или ином качестве. Так, Центр экологической безопасности попробовал взыскать свыше 300 миллионов рублей с экотехнопарка "Флагман", который в Староосколько-Губкинской агломерации занимается обезвреживанием, сортировкой и частично - переработкой отходов. Однако в экотехнопарке подали встречные претензии: исковые требования о взыскании 67 миллионов рублей. Изучив материалы обоих исков, суд удовлетворил только требования "Флагмана". Решение гласит, что региональный оператор должен выплатить экотехнопарку не только 64 миллиона рублей, которые названы в качестве задолженности за услуги компании за несколько месяцев минувшего года, но и два миллиона рублей пени за просрочку, и 200 тысяч рублей судебных издержек. Это решение не вступило в законную силу и может быть обжаловано.

Пока в залах суда решается судьба финансовых споров, белгородцы больше месяца наблюдают за мусорными проблемами. Чиновников волнуют почти 500 обращений в соцсетях: на них нужно отвечать.

- У людей складывается впечатление, что муниципалитет, органы государственной власти не работают, - прокомментировал ситуацию с вывозом мусора Вячеслав Гладков. - А по факту идет саботаж собственника полигона, который собирает деньги, зарабатывает на этом не один десяток лет, экономит на дорогах, а по факту занимается - извините, скажу, как есть - диверсиями. Предлагаю отдать материалы в прокуратуру.

Эти слова разлетелись по социальным сетям. В ответ на них кто-то снял тот самый подъездной путь к площадке с отходами: на видео - обычная дорога, без особых выбоин или колдобин. В комментариях разгорелись споры. А та ли это дорога? И как же на ней ломаются мусоровозы? И пока участники отрасли и чиновники спорят на совещаниях и в социальных сетях, белгородцы решают свои бытовые вопросы. Например, как пристроить пакет с мусором в переполненный контейнер так, чтобы его не растащили собаки.