Модернизация системы общественного транспорта началась с демонтажа прежней. Старые пазики, юркие "Газели" и огромные автобусы-иномарки с кричащей яркой рекламой на бортах ушли в прошлое. Новые машины, оснащенные валидаторами для безналичной оплаты, работают по пересадочной системе: за час можно поменять автобус дважды, а заплатить всего 25 рублей. При этом все льготы для определенных категорий курян продолжили действовать.
К хорошему пассажиры привыкли быстро. Путаница с маршрутами быстро улеглась. В летние месяцы неудобства процесса реформы нивелировались удобствами салонов новых автобусов - там работали кондиционеры, - а также своевременным выходом на линию, в том числе в поздний час, возможностью отслеживать передвижение транспорта. Возросли требования к обслуживанию городских пассажирских перевозок, вступили в силу брутто-контракты, предусматривающие соблюдение не только графика движения, но и правил трудового распорядка водителей. Но возникли и проблемы. Прежде частники могли выйти на маршрут в 7.00 - 8.00 и отработать до 20.00 - 21.00. Теперь движение автобусов начинается в шестом часу утра и заканчивается около полуночи. Таким образом, на один автобус нужны как минимум два водителя. А их нет. Конкурентная зарплата не решает проблемы, зато сезонные вирусы и прочие форс-мажоры только усугубляют ситуацию. Часть подвижного состава банально некому вывести на маршруты. В результате еще год назад принимавшие толчею и битком набитый транспорт куряне стали активно писать жалобы.
Известный политолог Владимир Слатинов в своем телеграм-канале прокомментировал ситуацию с общественным транспортом, подчеркнув, что это его личное мнение. Однако констатировал, что положение ухудшилось.
- Ситуация на основных маршрутах стала сильно напоминать советские времена, когда "Икарусы" набивались битком и ситуация описывалась поговоркой: "Ехал, стоя на одной ноге - и то не на своей". Теперь вместо "Икарусов" - "Волгабасы", но положение с 7.00 до 9.00 и в пиковые часы вечером стало таким же, - отметил он. - Не берусь гадать, связано ли это с дефицитом транспорта в целом, болезнями (увольнениями) водителей, снятием с маршрутов работавших до недавнего времени в дополнение основному транспорту пазиков, - это удел профессионалов. Я констатирую очевидный факт: в пиковые часы в общественном транспорте Курска - чудовищная толчея.
Движение в часы пик останавливается даже на самых широких улицах. О городской периферии и говорить нечего. Обилие машин порождает пробки, толчея в транспорте - обилие машин. Этот замкнутый круг Владимир Слатинов назвал "эффектом двойной ловушки". Так как же из нее выбраться?
Основное, что напрашивается в качестве решения, - выделенные полосы для общественного транспорта. Пока таковых в городе мало, а хочется в автобусах передвигаться оперативнее не только по центральной улице Ленина. Улицы Дзержинского, Красной Армии, а также Энгельса, Кулакова и некоторые другие отраслевые эксперты предлагают в качестве возможных для организации выделенных полос. С точки зрения работы общественного транспорта подобное решение будет позитивным. Но как воспримут его автовладельцы?
Есть и другие вопросы. Первый замминистра транспорта региона Александр Васильченко именно поэтому и открыл двери ведомства для всех желающих на 12 часов. Прием неравнодушных к общественному транспорту горожан он вел сам, а после сделал выводы: люди принесли конструктивные идеи преобразований.
Трудиться над совершенствованием пассажирских перевозок рабочей группе еще предстоит. Она должна учесть не только желания курян, к примеру, по поводу тех же выделенок, но и градостроительные особенности, и возможности финансирования из бюджета.
В городе продолжается масштабное обновление трамвайной инфраструктуры. Работы на отдельных участках путей в некоторой степени тоже способствуют образованию пробок. Куряне, которые не могут уехать на трамвае, садятся в автобусы. Все ждут, когда же по Курску поедут "Львята" - новые вагоны: зеленые, комфортные и быстрые. Глава региона Роман Старовойт объявил, что первый участок модернизированного трамвайного маршрута откроется уже в марте.
- Это на девять месяцев раньше срока, установленного концессионным соглашением, - отметил он. - Модернизация курского трамвая оказалась самым сложным инфраструктурным проектом транспортной реформы. Мы подписали концессионное соглашение, которое предусматривает реконструкцию всей транспортной инфраструктуры. В условиях зимы определили приоритетные виды работ. Это укладка рельсошпальной решетки, установка опор новой контактной сети. Задействованы более 60 единиц техники и около 300 человек. Оставшиеся работы, в том числе благоустройство, проведем, когда установится положительная температура.
Важно и то, что обновленная инфраструктура заставит забыть и вечные проблемы с движением трамваев в гололедицу. Совсем недавно перепады температуры парализовали работу вагонов, их пришлось заменять автобусными маршрутами. Теперь же подрядчик обещает и закупить технику для очистки, и установить обогреватели на стрелочных переводах, чтобы трамваи двигались в любую погоду.
Первый новый остановочный комплекс для пассажиров трамваев - с электронным табло и видеонаблюдением - уже установили в районе улицы Коллективной.
- Также продолжается поставка новых современных трамваев "Львенок". В депо уже находится восемь вагонов, - добавил Роман Старовойт. - До конца года их количество увеличится до 22. В полном объеме инфраструктура заработает уже к концу года.
Между тем
Оптимистичные анонсы чиновников, как и обещание штрафовать перевозчиков за неполный выпуск подвижного состава на линии, вряд ли изменят настроение курян, застрявших в пробках и сжатых в тиски толпы в салоне автобуса. И для того, чтобы изменить ситуацию, потребуется еще много усилий от всех участников масштабной системы городских перевозок.