Разработку концепции туристической тропы, соединяющей Черное и Каспийское моря, в "Кавказ.РФ" начали еще весной прошлого года. Поначалу планировалось реализовать проект достаточно быстро, но потом оказалось, что не все так просто: слишком уж грандиозные задачи поставлены, а расстояние между двумя морями и вовсе огромно.
Тем не менее к концу 2023 года уже проложено более 70 километров туристической тропы. Уже известно, что она пройдет вдоль Главного Кавказского (Водораздельного) хребта и Скалистого хребта и станет преемником знаменитых всесоюзных маршрутов, которые пользовались большой популярностью в СССР.
- Мы видим возрождение интереса к летнему активному отдыху у гостей горных курортов Северного Кавказа, - рассказывает генеральный директор "Кавказ.РФ" Андрей Юмшанов. - Среднегодовой прирост числа туристов на курортах "Архыз" и "Эльбрус" в летний период за последние пять лет составил 33 процента, что значительно превышает показатели прироста в зимний сезон. Невольно вспоминаются советские времена - период расцвета популярности национальных маршрутов и культуры походного отдыха.
По словам Андрея Юмшанова, только в Приэльбрусье в советские годы было 130 пеших маршрутов разной сложности, многие из них были всесоюзными. По сообщениям СМИ тех времен, по ним проходило пешком до миллиона туристов в сезон.
Сейчас в госкорпорации разработали поэтапный план реализации проекта Кавказской туристической тропы. В 2021-2022 годах на курорте "Архыз" уже было 13 километров экотроп. В 2023-м еще 60 километров экотроп появились на курортах "Ведучи" и на "Эльбрусе". Причем на последнем пешими туристическими маршрутами прошли более 10 тысяч туристов.
В этом году с наступлением теплого сезона в "Кавказ.РФ" планируют вдвое увеличить количество троп на курортах под управлением госкорпорации. Также начнут формировать сеть на новом курорте "Мамисон". А на "Архызе" к уже проложенным 13 километрам туристических троп хотят прибавить еще 75 километров обустроенных пеших маршрутов.
Все тропы оборудованы знаками навигации, информационными стендами, входными группами. Создана санитарная инфраструктура, места отдыха, смотровые площадки, мосты, веревочные перила для восхождения, ограждения опасных участков. И самое важное - гости понимают, какую тропу можно выбрать для прогулки с детьми, а какая требует специальной подготовки.
Для организации многодневных маршрутов в будущем планируется открыть более восьми тысяч мест размещения (но пока не уточняется, будут ли это отели, гостевые дома, кемпинги или что-то еще), что обеспечит свыше 1,7 тысячи новых рабочих мест, преимущественно в сельской местности. Также вдоль Кавказской туристической тропы появятся многочисленные объекты питания, сервисы по аренде снаряжения, оказанию услуг сопровождения и торговли. И это большой потенциал для развития малого и среднего бизнеса в сфере туризма.
- К 2035 году планируется сформировать единую сеть обустроенных, преимущественно пеших, туристских маршрутов с единой системой маркировки - Национальную Кавказскую тропу, - подчеркнул генеральный директор "Кавказ.РФ" Андрей Юмшанов. - Рассчитываем, что этот проект, который реализуется на средства государственной субсидии, позволит привлечь еще два миллиона туристов к 2030 году.
Тропа пройдет по территории Краснодарского края и всех республик Северного Кавказа, в том числе по 13 особо охраняемым природным территориям. Маршрут составлен таким образом, что будет доступен широкому кругу отдыхающих с разным достатком и физической подготовкой.
В работе над созданием Кавказской тропы примут участие местные власти и профильные учреждения. Администрации регионов, по территории которых пройдет маршрут, поддержали проект, так как он поможет развитию активного туризма.
По словам представителей "Кавказ.РФ", сегодня основной сдерживающий фактор при создании сети туристических троп - отсутствие правового регулирования в этой области. Для устранения такого правового пробела госкорпорация совместно с минэкономразвития России и при участии коллег из Агентства стратегических инициатив, корпорации "ВЭБ.РФ" разрабатывает соответствующий законопроект.
Планируется, что это будут изменения в Закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (от 24.11.1996 N 132-ФЗ), Земельный и Лесной кодексы РФ. Поправки позволят ввести понятие туристической тропы, сократить сроки создания маршрутов, определив порядок оформления прав на землю для их обустройства, а также пресечь бесконтрольное (стихийное) появление троп.
Последний пункт, если такой законопроект появится, может вызвать явное недовольство среди энтузиастов, которые параллельно с госкорпорацией вот уже два года прокладывают Кавказскую тропу и преуспели в этом не меньше, чем официальные структуры. Ведь теоретически новый закон может пресечь их работу.
- Мы разметили уже около 450 километров маршрута в Дагестане - от Дербента до границы с Чечней, - рассказал корреспонденту "РГ" один из участников группы энтузиастов Павел Каманин. - Начали именно с этого региона, так как там самая сложная ситуация - в республике вообще нет трекинговых маршрутов, все приходилось делать с нуля. Использовали международную разметку, выполненную красно-белой краской. Тропа идет от одного населенного пункта к другому таким образом, чтобы ночевки можно было организовывать в горных селах. Это повысит комфорт и привлекательность путешествия для туристов, а также поможет местным жителям, которые предоставляют гостям услуги, открывать бизнес и получать заработок. Соответственно, сократится отток людей из сельской местности, что является одной из важных проблем в республиках Северного Кавказа.
По словам Павла Каманина, проект финансировали власти Дагестана. В работе помогали организаторы Транскавказской тропы - похожего маршрута, который соединяет Армению, Грузию и Азербайджан.
За 2023 год сообщество энтузиастов, самостоятельно прокладывающих этот грандиозный маршрут, выросло в четыре раза, перешагнув планку в 500 человек. Также им удалось зарегистрировать два товарных знака - "Кавказская тропа" и "От моря до моря".
- Сейчас первый участок в Дагестане можно посмотреть на всех международных картах для туристов. Со временем будем актуализировать информацию, - пояснил участник проекта.
Он добавил, что с маркировкой маршрута могут возникнуть сложности и в Чечне, где тоже мало размеченных туристических троп. Но власти регионов понимают важность проекта и идут навстречу энтузиастам.
Кроме того, возникают проблемы из-за особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и близости государственной границы. Инициаторы проекта ведут переговоры с администрациями ООПТ. Скорее всего, туристам разрешат идти по уже существующим там маршрутам. Что касается приграничных зон, то путешественникам придется обращаться за пропусками в погранслужбы.