Заинтересованность дружественной республики в "выходе" на Севморпуть Дмитрий Крутой подчеркнул еще в 2022 году, сразу после вступления в должность. По словам дипломата, использование СМП позволит Белоруссии сократить сроки доставки товаров на Дальний Восток и в Китай в два раза.
Напомним: на прошедшем недавно в Санкт-Петербурге Высшем государственном совете говорилось о том, что в 2023 году Белоруссия и Россия достигли исторического максимума во взаимной торговле товарами и услугами: за год объем поставок из республики на территорию РФ вырос на треть. Речь идет о машинах, оборудовании, транспорте, товарах химической промышленности. Вместе с тем власти прибалтийских стран закрыли для республики свои порты.
Спасти международный товарооборот Белоруссии призвана новая арктическая логистика. Причем дорогу на СМП страна начала прокладывать еще в прошлом году - в Мурманске, владеющем, по словам премьер-министра Республики Беларусь Романа Головченко, совокупностью абсолютно уникальных факторов. Среди них - незамерзающий Кольский залив и выход в два океана: "Все, кто здесь работает и будет работать, лишены рисков, потенциально имеющихся сейчас в акватории Балтийского моря с точки зрения свободы движения судов", - отметил тогда премьер.
Это относится и к Архангельску, возможности которого сегодня позволяют многократно увеличивать объем грузов по СМП - как экспортных, так и импортных. Причем перевозки эти многопрофильные - по Северному морскому пути из столицы Поморья отправляются сейчас как генеральные грузы, так и контейнерные. Через Архангельск на восток по морям Северного ледовитого океана поставляются лесная продукция, металлоконструкции, удобрения, оборудование, насыпные грузы и все, что необходимо для северного завоза на отдаленные территории Арктики.
- С учетом имеющихся глубин и флота мы планируем использовать возможности порта для перевозки отдельных целевых грузов: пиломатериалов и металлопродукции, - отметил во время визита в Архангельск Дмитрий Крутой. - В этом заинтересованы два наших крупных оператора, которые в условиях санкций переориентируют свои потоки из Западной Европы, в том числе на российский рынок. Они могли бы рассчитать логистику через Архангельский морской торговый порт с учетом его более удобного географического положения даже в сравнении с Мурманском.
Белорусские партнеры отмечают также развитую, с хорошей пропускной способностью железнодорожную сеть арктических регионов России - это сегодня главное "окно" для доставки белорусских грузов в северные порты. Поэтому республика заявляет о своих планах вкладывать средства в развитие портовых мощностей как в Мурманской, так и в Архангельской областях.
В столице Поморья, к примеру, глава региона Александр Цыбульский и Дмитрий Крутой рассмотрели возможности по строительству специализированного морского терминала для перевалки белорусских грузов, в первую очередь - минеральных удобрений.
Такой терминал хорошо встраивается в комплексный план развития Архангельского транспортного узла до 2035 года - поставка удобрений по СМП через Архангельск значительно увеличит потенциальную грузовую базу глубоководного морского порта. Напомним: строительство нового порта должно начаться в Двинском заливе Белого моря, он сделает навигацию в Архангельске полностью круглогодичной и сможет принимать крупные суда с максимально допустимой осадкой 14,5 метра.
Важно и то, что пришедшие в Архангельск белорусские компании смогут рассчитывать на существующие сегодня преференции.
- Архангельская область является арктическим регионом, поэтому, как вы знаете, у нас действует преференциальный режим Арктической зоны РФ, - обратился к послу Александр Цыбульский. - Инвестор, который приходит и реализует крупные инфраструктурные проекты, может получить статус резидента, дающий налоговые льготы и упрощающий административные процедуры. Кроме того, если говорить о проектах по строительству портовой инфраструктуры, здесь еще можно применить режим свободной таможенной зоны, что тоже крайне важно при экспортно-импортных операциях. Это все в совокупности создает одни из самых выгодных условий не только в Архангельской области, но и в целом в Арктической зоне Российской Федерации.
Белоруссия заинтересована также войти в пул поставщиков, которые доставляют грузы из Архангельска в рамках северного завоза. В частности, в Норильский промышленный район.
- Учитывая, что Архангельский морской порт развивает компетенции экспедирования сборных грузов, мы готовы к сотрудничеству в этом направлении, - сказал Дмитрий Крутой.
О формировании грузовой базы для архангельского порта говорилось также в Китае во время фестиваля-ярмарки российских товаров "Сделано в России", прошедшего в Шэньяне. Архангельская область сегодня заинтересована привлекать предприятия КНР к использованию действующих терминалов перевалки грузов. Достаточно сказать, что грузооборот между Поморьем и Китаем по Севморпути в 2023 году вырос в четыре раза. Напомним: осенью из Архангельска в Шанхай по Севморпути стартовал прямой рейс - первый за последние 10 лет. Контейнерную линию между Поднебесной и Поморьем в этом году планируют сделать регулярной.