06.02.2024 16:20
    Поделиться

    Шесть древних рукописей музея Востока представили на выставке в Москве

    На выставке "От Тимуридов к Сефевидам: книжное искусство Ирана в XV - начале XVI в." в музее Востока в Москве приоткрыли завесу тайны над книжным исламским искусством. Там показали самые ранние рукописные источники, которыми обладает музей. Самым древним из них является "Собрание сочинений" Саади Ширази, который датируется 1434 годом. Четыре экспоната впервые покинули фонды музея, ведь эти объекты мирового культурного наследия крайне ценны и очень хрупки.

    Все рукописи, представленные на выставке, относятся к XV-XVI векам. Именно в этот момент на смену Тимуридской империи приходит Сефивидская, принеся за собой новые правила во всех сферах жизни. Конечно же, эти изменения коснулись художников, каллиграфов и известных авторов. В экспозиции представлено по две работы трёх известнейших авторов своего времени: Низами Гянджеви, Саади Ширази и Абд ар-Рахмана Джами.

    Только в одной из этих книг содержится 56 интереснейших искусных миниатюр, каждая из которых сама по себе необыкновенно ценна. В этот период производство даже одной такой книги стоило очень дорого, ведь над ней работала целая команда. Средневековая персидская рукопись изготавливалась в мастерской, называемой "китабхана". Там работало множество художников разного типа: иллюминаторы золотили рукопись, каллиграфы переписывали текст, миниатюристы создавали затейливые рисунки. Итоговая стоимость была крайне высокой, поэтому позволяли себе такую роскошь люди крайне обеспеченные и образованные. Так, на труде, переписанном султаном Али Мешхади, стоят подписи двух известнейших могольских шахов- Джахангира и Шах-Джахана, которые были счастливы появлению этой рукописи в своей библиотеке в Агре.

    На открытом развороте можно разглядеть часть самой последней и, видимо, самой важной поэмы для классика персидской поэзии Низами Гянджеви. "Искандер-насте" посвящена легендарной истории Александра Македонского. Подробнее про сказочную историю о великом полководце рассказала куратор выставки Полина Коротчикова.

    "Здесь, конечно, осталась историческая канва. Но нужно понимать, что Македонский тогда воспринимался как такой легендарный богатырь, - объяснила она. - У Низами он ищет смысл жизни в этой поэме, находясь в поиске источника живой воды. На увеличенных миниатюрах можно рассмотреть один занимательный сюжет. На ней Александр Македонский идёт на корабле по непроходимом потокам, где морское чудище погружает на дно все корабли до одного. Там потрясающе выписана история с пугающими существами, кораблями и бурными волнами. По совету философа Македонский строит беседку, в которой размещает огромной горн, звуки которого заставляют существо погрузится обратно в пучину".

    Поделиться