Интерес из-за выгоды
Афганистан долгое время считался в Кыргызстане чем-то вроде терра инкогнита. Чиновники и местные эксперты чаще всего упоминали его в связи с террористическими угрозами, наркотрафиком и бесконечной войной. Однако после прихода к власти движения "Талибан"* (* - организация признана террористической и запрещена в РФ) тон начал меняться.
Смена настроений объясняется в Бишкеке несколькими причинами. Во-первых, Афганистан был и остается для республики географически близкой страной, а с соседями по региону важно поддерживать хорошие отношения. Во-вторых, тем, что на территории Большого и Малого Памира проживает большая община этнических кыргызов и их положение беспокоит историческую родину. В-третьих, Афганистан является участником крупных международных инфраструктурных проектов, реализация которых представляет для Бишкека интерес из-за потенциальной выгоды. Речь идет прежде всего о проекте CASA-1000, предполагающем экспорт из КР энергии в страны Южной Азии, а также о нескольких транспортных коридорах.
Прежде чем сделать первые пробные шаги к установлению экономических контактов, руководство Кыргызстана подготовило почву в политическом отношении. В прошлом году президент Садыр Жапаров воспользовался трибуной ООН и, выступая на сессии Генеральной ассамблеи, обратился к мировому сообществу с призывом оказать посильную гуманитарную помощь афганскому народу. С тем же месседжем представители КР выступали на площадках СНГ и Организации тюркских государств. На полях международных мероприятий кыргызская сторона объясняла это стремлением ослабить изоляцию, которая только ухудшает обстановку в разоренной боевыми действиями стране, что неизбежно сказывается на всей Центральной Азии.
Чтобы не быть голословным, руководство Кыргызстана подкрепило риторику вполне материальной поддержкой. В течение прошлого года республика официально передала в Афганистан несколько крупных партий продовольственной и медицинской помощи, грузы с одеждой и вещами первой необходимости. Вместе с автоколоннами с "гуманитаркой" отправлялись группы медиков. Кабул этот жест оценил. Афганские власти официально выразили кыргызской стороне благодарность и назвали предпринятые Бишкеком действия историческими.
Что связывает страны
Буквально пару недель назад кыргызская сторона, воодушевленная достигнутыми успехами, решилась перейти на следующий уровень. В Кабул отправились представители двух министерств - экономики и коммерции и водных ресурсов, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Чиновников сопровождала группа бизнесменов.
Серию переговоров открыл глава министерства экономики и коммерции (МЭК) КР Данияр Амангельдиев. Он встретился с представителями афганского правительства, включая вице-премьера по административным вопросам, а также руководителей внешнеполитического ведомства, министерства горной промышленности и нефти.
С коллегой из профильного ведомства - и.о. министра горной промышленности и нефти Афганистана Шахабуддином Делаваром - кыргызский гость обсуждал разработку месторождений полезных ископаемых, в том числе добычу железной руды, сурьмы и нефти. Стороны, как утверждают в минэкономики и коммерции КР, заинтересованы в активном обмене опытом. И особое внимание на встрече уделялось возможности проведения совместных обучающих семинаров для специалистов обеих стран.
Встреча с и.о. министром иностранных дел Афганистана Амир Ханом Муттаки, в свою очередь, посвящалась перспективам развития торгово-экономических отношений, включая инвестиции, транспорт и энергетику. То есть именно тем вопросам, что связывают обе страны в международных проектах. Впрочем, в повестке была и исключительно двусторонняя тематика. Она касалась непосредственно контактов деловых кругов обеих стран и развития малого, а также среднего бизнеса.
Данияр Амангельдиев завершил свою серию переговоров встречей с и.о. вице-премьер-министра по административным вопросам Афганистана Абдулом Саламом Ханафи. Главной темой беседы, по данным МЭК, стали социально-экономические вопросы, положение этнических кыргызов, проживающих на Памире, и развитие сферы здравоохранения в данном регионе. На этой ноте Данияр Амангельдиев передал эстафетную палочку заместителю министра водных ресурсов, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности КР Маилу Алияскарову. Буквально на следующий же день он провел переговоры с первым вице-премьер-министром Афганистана Абдулом Гани Барадаром, и и.о. министра торговли и промышленности Нуруддином Азизи. Говорили предметно - о расширении экономических и торговых отношений, а также совместных инвестиционных проектах.
Точки соприкосновения
Конкретные точки взаимного интереса в экономике стороны искали уже непосредственно на площадке Торгово-промышленной палаты Афганистана, где прошло несколько встреч с участием как чиновников, так и представителей деловых кругов двух стран. С чисто экономической точки зрения, как выяснилось, южный сосед интересен Кыргызстану как новый и перспективный рынок, а также как возможный партнер, потенциалом которого можно воспользоваться для развития собственных мощностей.
Представители бизнес-сообщества Афганистана, в свою очередь, выразили заинтересованность в импорте из Кыргызстана таких товаров, как электрические лампы, фармацевтические средства, сахар, бобовые культуры, ткани и швейная продукция, в которой нуждается местный рынок.
- Мы считаем, что между бизнес-сообществами наших стран необходимо установить тесные связи, - полагает и.о. главы Торгово-промышленной палаты (ТПП) Афганистана Мохаммад Юсуф Моманд. - И мы готовы стать посредниками в обмене опытом и информацией между предпринимателями обеих сторон.
В Бишкеке призывают смотреть на возможности шире, с учетом того, что постсоветская республика является участником Евразийского союза и других экономических организаций. А значит, через нее и ее компании афганские предприниматели и производители могут выйти на рынки, ранее для них закрытые.
Покажутся ли подобные предложения выгодными, выяснится в ближайшее время.
Вместе с тем
Накануне новогодних праздников власти Казахстана решили исключить движение "Талибан"* из национального списка запрещенных в стране организаций. "Мы регулярно проводим ревизию этого документа в целях его актуализации, - пояснил официальный представитель МИД республики Айбек Смадияров. - В рамках указанного процесса было принято решение об исключении из него "Талибана"* в соответствии с практикой ООН".