07.02.2024 05:03
Поделиться

Российская компания поможет Бишкеку ликвидировать заторы на дорогах

Сколько времени проводит в Бишкеке в пробках среднестатистический автолюбитель? По самым скромным подсчетам, не менее получаса в день. Маршрут, на который еще около десяти лет назад уходило примерно 15 минут, сегодня в час пик отнимает у жителя кыргызской столицы около часа! Причем неважно, личным или общественным транспортом приходится пользоваться и куда нужно ехать. Практически все магистрали города и утром, и вечером заполнены машинами.

Мэрия Бишкека в последние годы лихорадочно ищет эффективное средство борьбы с заторами на дорогах. Центральные улицы уже практически освободили от вездесущих маршруток и перенесли за черту города автовокзалы, однако основной проблемы подобные действия пока не решили.

- В городе зарегистрировано более 400 тысяч машин, - пояснили в мэрии Бишкека. - Решить проблему заторов не позволяют интенсивность транспортного потока и существующие системы управления дорожным движением.

По оценкам международных экспертов, со временем положение может обостриться, ведь Кыргызстан относится к числу активно развивающихся стран с высокой внутренней миграцией. Но, возможно, решение все же будет найдено. Бишкеку помогут новые технологии и опыт одной из ведущих российских IT-компаний. Ее привлекли к реализации передового для КР проекта - внедрению автоматизированной системы управления дорожным движением.

На первом этапе он охватит свыше двадцати перекрестков на трех наиболее протяженных и оживленных улицах - Байтик Баатыра, Юсупа Абдрахманова и Аалы Токомбаева. Специальные датчики и модули связи будут передавать операторам актуальную информацию об интенсивности транспортного потока. Такая система позволит дистанционно управлять светофорами и предупреждать образование заторов.

Затем "умные" светофоры появятся уже непосредственно в центральной части города - на 100 перекрестках. А немногим позже автоматизированной системой управления дорожным движением охватят и оставшуюся часть города. В ней насчитывается еще 370 пересечений улиц, на которых установлены светофоры.

- Реализация проекта должна улучшить пропускную способность путем упорядочивания транспортных и пешеходных потоков, а также оптимизировать автомобильный трафик, повысить уровень безопасности дорожного движения и эффективность анализа текущего состояния автомобильных дорог, - добавляют в компании, выступающей партнером мэрии. - Данный проект ляжет в основу построения архитектуры глобальной интеллектуальной транспортной системы Бишкека. Конечным результатом ее внедрения должно стать повышение уровня комфорта жителей города и их безопасности на дорогах.

Кстати

Согласно исследованиям ООН и других международных организаций, если еще в первом десятилетии XXI века самые мощные пробки наблюдались в крупных мегаполисах Европы и Северной Америки, то сегодня их обошли города Азии, Африки и Южной Америки. Причем по той же самой причине, что и в Кыргызстане, - численность населения городов в этих регионах растет быстрее, чем возможности дорожной инфраструктуры. И одновременно с этим растут экономические издержки.

Сколько теряет тот или иной город в Азии или Африке из-за пробок, точно неизвестно. До сих пор исследования, которые посвящались дорожным заторам, касались в основном ЕС, США, Великобритании и России.

В целом в Европе, по данным ООН, ежегодный экономический ущерб, связанный с задержками пассажиров и грузов, оценивается в 100 миллиардов евро (более процента от ВВП ЕС). Только в таком крупном мегаполисе, как Лондон, к примеру, он составляет около девяти миллиардов фунтов. В Москве потери оцениваются примерно в 40 миллиардов рублей.

В США заторы обходятся экономике в 120 миллиардов долларов ежегодно. Причем здесь учитываются не только дополнительные расходы на топливо и потерянное рабочее время, на долю которых приходится две трети ущерба, но и издержки другого характера. В том числе - затраты на здравоохранение (из-за смога) и снижающаяся экономическая активность населения. Компании, работающие в городах, нередко сталкиваются с кадровым дефицитом, поскольку потенциальные сотрудники отказываются от вакансий из-за того, что добираться до места работы очень долго и далеко.