Гостиничный бизнес и его экологические проблемы
Все отели, даже небольшие, наносят вред окружающей среде. Они используют сырье, воду и энергию для обслуживания туристов и тратят их очень много.
Например, электроэнергию гостиницы тратят круглосуточно не только на освещение помещений, но и на работу техники, обслуживающей гостей, - это и бытовые приборы, и лифты, и другое оборудование.
Кроме того, гостиницы применяют вредные вещества для уборки и обслуживания техники, образуют большое количество отходов и сточных вод, поддерживая высокие стандарты чистоты. Эти отходы и химикаты попадают в почву и отравляют ее, провоцируя выделение углекислого газа и увеличение парникового эффекта.
Кроме того, отели могут вредить природе сами по себе, самим фактом своего существования. Так, все чаще они строятся на лоне природы, в диких местах, которые привлекают туристов своей красотой, нетронутостью и возможностью отдохнуть от городской суеты. При этом далеко не всегда просчитывается вред, наносимый экосистемам строителями, машинами, прокладкой коммуникаций и присутствием нового крупного объекта и большого количества людей.
Тенденции в развитии экологической устойчивости в гостиничном бизнесе
Работа гостиничного бизнеса напрямую зависит от количества клиентов, а для того, чтобы быть более привлекательными для посетителей, гостиницы должны быть в том числе ответственными по отношению к людям и природе. Высокие стандарты экологической безопасности диктуют и общие мировые тенденции. Поэтому представители отрасли все чаще задумываются о том, как уменьшить ущерб, наносимый окружающей среде.
Существует ряд "зеленых" решений, которые помогают следовать этой тенденции. Одно из них - это высокоэффективное остекление: благодаря двойным стеклопакетам с солнцезащитным покрытием снижается объем энергии, необходимый на отопление или охлаждение здания.
На решение этой же проблемы работает и система вентиляции с утилизацией тепла выбросного воздуха. Она позволяет экономить около 60% тепла, которое необходимо для нагрева поступающего с улицы зимой воздуха. Еще одной мерой, помогающей беречь природу, может стать снижение потребления электричества. Это наиболее распространенная "зеленая"технология. К ней относятся, например, энергосберегающие лампочки и светильники с уменьшенным потреблением энергии.
Кроме того, ответственно относящиеся к экологии гостиницы экономно расходуют воду. Для этого можно использовать установку высокотехнологичного санитарно-технического оборудования и систему сбора дождевой воды с кровли. Часто ее достаточно для полива и уборки территории.
Кроме того, отели стараются использовать местные продукты питания для приготовления блюд. Это помогает поддержать малый местный бизнес, сэкономить время на доставке и снизить количество выхлопных газов при транспортировке продуктов.
Лучшие практики в экологическом гостиничном бизнесе
Гостиничному бизнесу выгодно ответственное отношение к природе сразу по нескольким причинам. Во-первых, все мы хотим жить в благополучном и комфортном мире, а для этого необходимо осознанно относиться к экологии, и бизнес это понимает. Во-вторых, чем ответственнее компания относится к окружающей среде, тем благосклоннее относятся к ней люди. А от популярности среди посетителей напрямую зависят стабильность и успех гостиницы.
Ярким примером развития "зеленых" технологий можно назвать отель JW Marriott в Сингапуре. Его навес в форме морской волны закрывает почти 3 гектара прилегающей территории, его наклоны спроектированы так, что поток воздуха охлаждается на 1-2 градуса без кондиционеров, а значит, экономятся электроэнергия и химические вещества, необходимые для работы этой техники. Еще один похожий объект - отель-сад Park Royal, в котором установлены датчики дождя, солнечные батареи и естественное озеленение.
Однако, заботиться о природе можно не только с помощью технологичных решений. Например, в отелях группы Accor, в частности, в Novotel Москва Киевская, разместили рекламные материалы с призывом экономить бумажные полотенца, чтобы сохранять леса.
Еще одним примером ответственного подхода к экологии может стать отель "Экватор" во Владивостоке. Здесь установлены цифровой термостат и энергосберегающие лампочки, а также датчики присутствия и детекторы движения, которые позволяют экономить энергию, когда в помещении нет человека, отслеживаются отходы, установлены урны для раздельного сбора мусора, используются экологически сертифицированные химические средства, а также применяются другие способы экономии ресурсов и снижения количества отходов.
Экологические сертификации и стандарты в гостиничном бизнесе
В гостиничном бизнесе широко используется система сертификации, которая позволяет определить, насколько ответственно относится к природе тот или иной отель, насколько он безопасен для природы и постояльцев. Критерии оценки широки: здесь и энергоэффективность, и управление отходами, и социальная ответственность, и защита биологического разнообразия, а также ряд других пунктов.
Для отелей такой аудит имеет ряд преимуществ. Он, например, позволяет свободно использовать в рекламе термин "экогостиница" и другие заявления об экологичности, укрепляет имидж ответственной гостиницы и вызывает доверие гостей, помогает участвовать в тендерах с экологической составляющей. Кроме того, получение сертификата означает, что компания использует экологически эффективные технологии, которые не только снижают нагрузку на природу, но и помогают снизить расходы отеля благодаря оптимизации логистики и ресурсосбережению.
Так, российская организация "Экологический союз" разработала систему добровольной сертификации гостиниц "Листок жизни". Получение экомаркировки значит, что отель внедрил системы экологического менеджмента, по возможности передает отходы на утилизацию, использует энерго- и водосберегающие технологии, заботится о здоровье и безопасности людей и просвещает сотрудников и гостей, а также следует политике "зеленых" закупок.
Сейчас люди все больше внимания обращают на то, насколько ответственно бизнес относится к окружающей среде и как много делает для формирования благополучного будущего. Поэтому гостиницы, имеющие экологические сертификаты, заявляющие о себе как об экологически ответственной компании, выглядят выигрышно на фоне конкурентов и имеют больше шансов привлечь гостей.
Рекомендации
Как же выбрать для отдыха наиболее экологически ответственную гостиницу? Во-первых, можно спросить у администратора, есть ли у отеля экологический сертификат. Такой документ поможет понять, какую работу ведет гостиница для сохранения природы. Отсутствие такого сертификата не говорит о том, что администрация безответственно относится к экологии. Возможно, она просто не знает об этой системе аудита.
С большой долей вероятности в экологически ответственном отеле будут установлены емкости для раздельного сбора мусора. Кроме того, в нем могут быть размещены рекламные материалы о способах сберечь природу, например, призывы использовать меньше бумажных полотенец. Если вместо них в туалетной комнате установлен прибор для сушки рук потоком воздуха, это также говорит о стремлении использовать меньше бумаги и заботе о лесах планеты.
Некоторые гостиницы отказываются от слишком частой уборки номеров. Это необязательно говорит о неряшливости - возможно, отель хочет использовать меньше химикатов, загрязняющих природу, и тратить меньше воды. Кстати, в некоторых гостиницах больше не оставляют для постояльцев бутилированную воду в номере, вместо этого в их коридорах установлены диспенсеры, где можно наполнить собственную многоразовую емкость или набрать кипяток для заваривания чая.
Также в пользу экологичности гостиницы будут говорить установленные солнечные панели, приготовление блюд из местных продуктов, использование постельного белья и полотенец, изготовленных из переработанных материалов.