- Мы готовы взять кредит на строительство "Камбар-Аты-1", - заявил президент Садыр Жапаров, - и скоро получим средства. Если эта ГЭС будет построена, она окупится уже через 12-13 лет и, как и Токтогульский каскад, принесет большую пользу государству и народу.
Источник инвестиций пока не называется, как не указывается на данный момент и точная сумма. По словам главы минэнерго республики Таалайбека Ибраева, приблизительная стоимость проекта строительства Камбаратинской ГЭС составляет около четырех миллиардов долларов. Гидроэлектростанция станет одной из крупнейших и будет вырабатывать примерно пять миллиардов киловатт-часов. Этот объем с лихвой покроет дефицит энергии на внутреннем рынке, который сейчас достигает трех миллиардов киловатт-часов.
Конкретная стоимость проекта станет известна после подготовки технико-экономического обоснования. Средства на него, в свою очередь, готова выделить Международная ассоциация развития (МАР) Всемирного банка. Как утверждает заместитель министра финансов Руслан Татиков, МАР предоставит кыргызской стороне пять миллионов долларов. Два из них - безвозмездно, а оставшуюся часть суммы - в виде беспроцентного кредита сроком на 50 лет.
- Эта ГЭС позволит не только обеспечить нашу страну электроэнергией, но и активно ее экспортировать в ближайшие страны, - подчеркивает глава дирекции строительства электрических станций, входящей в структуру минэнерго, Таалайбек Толубаев.
Однако ГЭС, на которую Кыргызстан готов взять новый кредит, рассматривается властями республики не только как крупный энергообъект. Ввод "Камбар-Аты-1" в эксплуатацию позволит проводить новую водную политику в регионе.
- От этой гидроэлектростанции получим выгоду не только мы, но и наши соседи - в виде водных ресурсов, - заявил Садыр Жапаров. - И сможем давать воду Казахстану и Узбекистану столько, сколько им нужно. Что я имею в виду? В настоящее время мы используем Токтогульскую ГЭС с ее огромным водохранилищем для производства электроэнергии зимой, однако летом, когда поля нуждаются в поливе, работу этой гидроэлектростанции приходится приостанавливать и сокращать пропуск воды соседям. Почему? Если мы не сохраним воду в этом гидроузле на следующую зиму, то останемся без электричества. Когда же мы построим "Камбар-Ату-1" выше "Токтогулки", то сможем и накапливать воду, и при этом производить для себя достаточное количество энергии. Таким образом, мы думаем не только о себе, но и о своих соседях, так как наше соседство навек и решать общие проблемы мы тоже должны вместе.
Глава Кыргызстана призвал не политизировать вопрос внешнего долга и не бояться брать займы на реализацию крупных проектов у иностранных партнеров. Тем более что республика, как он утверждает, погасит ранее взятые за рубежом кредиты к 2035 году. Более того, благодаря борьбе с коррупцией и развитию экономики Кыргызстан уже получил возможность досрочно рассчитаться по внешним обязательствам. Однако, как утверждает Садыр Жапаров, торопиться не стоит.
- При получении кредитов в договорах ставилось условие, согласно которому досрочное погашение предусматривает выплату более высоких процентов по долгу, - пояснил глава Кыргызстана. - Поэтому мы будем оплачивать долг по графику. В этом нет никакого риска, потому что наш бюджет значительно увеличился.
Садыр Жапаров заверил, что власти республики в целом изменили отношение к привлечению внешних займов. "Теперь мы действуем по принципу семь раз отмерь, один раз отрежь, - сказал он. - Необходим точный расчет, а не так, как было раньше, когда привлекаемые деньги уходили словно в песок. Взять последние кредиты на альтернативную дорогу Север - Юг, строительство ЛЭП "Датка - Кемин" и модернизацию ТЭЦ Бишкека. Нужные проекты! Но их реализация обошлась нам в два раза дороже, потому что был очень плохой контроль за тем, как расходуются средства".
Справка "РГ"
Другой крупный проект, на который, как предполагалось, Кыргызстан привлечет инвестиции, - железная дорога Китай - Кыргызстан - Узбекистан - может быть реализован с использованием другой финансовой схемы.
- Этот проект заставляет задуматься, - отметил Садыр Жапаров. - Сумма на строительство дороги требуется очень большая, и окупится оно только через 35-40 лет, с другой же стороны мы станем транзитным государством. Дорога будет служить народу и стране. Тем не менее мы рассматриваем реализацию этого проекта иным путем, а не посредством внешних заимствований. Даст бог, мы решим этот вопрос и скоро начнем строительство.